Номер 1/2023

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Современные тенденции проектирования высокотехнологичной авиационной продукции
Мезина Н. А., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Назарова Э. Э., магистрант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Статья посвящена месту и роли научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в процессе создания электронного макета изделия как наиболее популярного мирового тренда при проектировании авиационной техники. Анализируются основные трудности и потенциальные ошибки данного процесса, способы диагностики и сокращения потерь на примере мировых и отечественных авиационных предприятий.
Ключевые слова: электронный макет изделия, проектирование авиационной техники, опытно-конструкторские разработки, организация труда

Совершенствование методов управления производством в условиях конкуренции.
Тихонов Г. В., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Экономическая теория и прикладная экономика»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Солодова А. Д., старший преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
В настоящее время в связи с процессами автоматизации в сфере экономики и изменением рыночных условий есть потребность в усовершенствовании подходов и методов управления производством. Российские предприятия столкнулись с новыми условиями конкуренции.
Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодняшний день вопросы управления конкурентной способностью предприятия недостаточно рассмотрены. Требуется совершенствовать подход к формированию новых механизмов управления конкурентоспособностью промышленных предприятий, которые обеспечат предприятию устойчивое положение на рынке на основе выработки новых методов и принципов.
Предлагается использовать модели управления, опирающиеся на диагностику и прогнозирование состояния предприятия и его способность к конкурированию.
Ключевые слова: конкуренция, модернизация, концептуальные основы, бизнес-диагностика, институциональные ловушки, модель управления, инновационный потенциал, промышленные предприятия, фирма-конкурент


ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Исследование факторов влияния на эффективность инвестиционных проектов авиастроительной отрасли в условиях импортозамещения
Гуреева Е. Г., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Экономика и управление промышленным производством»
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь

Григора В. В., экономист отдела экономического анализа и инновационного развития2, магистрант кафедры1 «Экономика и управление промышленным производством»
1 — Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь
2 — АО «ОДК-Авиадвигатель», Пермь

Аннотация:
В статье рассматриваются основные проблемы развития авиастроительной отрасли в условиях ограничения ввоза иностранной продукции, технологий, оборудования, комплектующих, программных продуктов в РФ. В то же время, проблемы импортозамещения заставляют совершенствовать отечественное производство, открывать новые рабочие места, развивать и модернизировать производство с помощью новых IT технологий. Такая политика активно поддерживается государственными программами. С целью принятия рациональных краткосрочных и долгосрочных управленческих решений в отношении высокотехнологичных предприятий авиационной отрасли в статье предложен механизм анализа с помощью многофакторной регрессионной модели, в ходе которого выявляются наиболее значимые факторы, позволяющие улучшить эффективность инвестиционных проектов по организации серийного запуска нового авиастроительного производства и в целом эффективность работы предприятий.
Ключевые слова: авиастроение, импортозамещение, алгоритм, финансово-экономическая модель, факторный анализ, многофакторная регрессионная модель


МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА

Тенденции развития интернет-маркетинга предприятий сектора В2В в эмфатической экосистеме
Буланцева Л. В., старший преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Статья посвящена тенденциям развития интернет-маркетинга В2В компаний в обозримой перспективе в условиях сложной экономической ситуации, вызванной санкциями, введенными европейскими странами и США. Прежние алгоритмы и инструменты традиционного маркетинга не всегда результативны в условиях ограничений диверсификации бизнеса, повлекшей за собой необходимость концентрации усилий на работе на внутреннем рынке и на ограниченном числе рынков дружественных стран, поэтому сегодня требуется использование инструментов digital-маркетинга как самого быстро развивающегося и эффективного направления традиционного маркетинга. Адаптироваться к новой реальности деятелям В2В-рынка помогут описанные в статье тренды развития интернет-маркетинга, к выбору которых предприятиям следует отнестись осмысленно и учитывать возможности конкретного предприятия, особенности бизнеса, целевой аудитории бренда, вовлеченной в online-коммуникации, и другие факторы бизнес-ландшафта.
Ключевые слова: модель business-to-business (В2В), особенности бизнеса и маркетинга В2В-компаний, маркетинг, интернет-маркетинг, контент-маркетинг, тренды интернет-маркетинга предприятий В2В сферы, битусилизация


ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Трансформация данных индекса энергетической трилеммы в условиях энергетического кризиса
Пушкарёва М. Б., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Пушкарёв М. Д., магистрант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Кошелев А. А., студент
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
В статье приведены данные индекса энергетической трилеммы и проанализированы основные тенденции развития лидеров энергетических рынков в условиях глобального энергетического кризиса. В качестве объектов рассмотрения выбраны Россия, Швеция, США и Китай.
Ключевые слова: энергетическая трилемма, энергетический кризис, энергетическая безопасность, индекс энергетической трилеммы


ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Анализ ключевых показателей экономической грамотности в России
Голов Р. С., доктор экономич. наук, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Целью авторского исследования является комплексный анализ показателей, отражающих уровень экономической грамотности населения России, полученных по итогам проведения Общероссийской образовательной акции «Всероссийский экономический диктант – 2022». Результаты исследования включают в себя анализ экономической грамотности населения в региональном разрезе, а также в рамках отдельных категорий участников. Проведенное исследование позволяет составить максимально полное представление об актуальном уровне экономической компетентности широких слоев общества, включая ее детальную оценку по таким критериям, как гендерное распределение аудитории экономического диктанта, возраст его участников, уровень их образования и др.
Ключевые слова: Всероссийский экономический диктант, экономическая грамотность населения, экономическая компетентность, критерии оценки, респондент, социологические критерии

Будущее российского машиностроения: как может помочь трудовое обучение
Гусев Н. О., магистрант Института экономики и менеджмента
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир
Родионова Н. В., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг» Института экономики и менеджмента
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир

Аннотация:
Дана характеристика роли машиностроения в экономике России, оценено его текущее состояние в условиях санкционного давления и намечены перспективы его развития. В качестве основного фактора, сдерживающего это развитие, обоснован дефицит квалифицированных кадров, для преодоления которого предложено возрождение в производствах системы трудового обучения в контексте патриотического воспитания. Представлено ви́дение того, каким образом трудовое обучение может помочь российскому машиностроению. Методическое обеспечение данной системы рекомендовано черпать из уроков прошлого, в частности, из трудовой педагогики А. К. Гастева, адаптируя учения к современным реалиям. В системе трудового обучения предложена подсистема трудовой мотивации, сдерживающая отток квалифицированных работников за рубеж. Обоснована насущная потребность в развитии культурного и наученного труду социального слоя рабочих в российском обществе, что будет способствовать его сплоченности и очищению от потребительства.
Ключевые слова: зарубежные санкции, гражданское и военное машиностроение, перспективы развития, кадровый дефицит, А. К. Гастев, трудовое обучение, трудовая культура, патриотическое воспитание, трудовая мотивация


АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Стратегия, включающая развитие космической связи как экосистемы в условиях Индустрии 4.0
Комарова Н. В., кандидат технич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
В статье показана актуальность разработки стратегии развития космической связи как экосистемы в условиях Индустрии 4.0, показана логическая структура исследования. Представлены общая, деловая и функциональная стратегии. Общая стратегия выбирается исходя из миссии организации. В качестве деловой конкурентной стратегии используется типовая стратегия лидерства в снижении издержек. Для реализации данной стратегии проведен анализ внутреннего потенциала компании. Выявлены проблемы в маркетинге, финансах и управлении, а также в таких функциях, как координация, планирование и контроль. Представлены стратегические мероприятия по решению данных проблем. Действенность организационных преобразований показана на примере снижения влияния наиболее существенных угроз. Определены направления в деятельности компании для формирования нового ассортимента услуг. К таким услугам относятся: M2M (Machine-to-Machine), IoT (Internet of things) и ШПД (широкополосный доступ) для воздушных судов. Для данных услуг выявлен большой потенциал роста. Рассмотрена деловая стратегия, обновленная с учетом ESG-принципов развития экосистемы. Представлена стратегия борьбы с космическим мусором. Уточнено понятие космического мусора, опасности, которые он представляет для организации спутниковой связи. Разобраны пассивные методы увода космического мусора и выбран оптимальный метод. Эффективность предлагаемой стратегии доказана с помощью таких прогнозных показателей, как повышение конкурентоспособности компании и увеличение доли рынка.
Ключевые слова: индустрия 4.0, спутниковая связь, стратегия, экосистема, космический мусор

Перспективы развития стекольного производства с учетом возможностей машиностроительного комплекса Российской Федерации
Бирюков М. В., студент факультета «Социальные науки и массовые коммуникации»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Костаков Г. С., студент факультета «Социальные науки и массовые коммуникации»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Эльканов Р. А., студент факультета «Социальные науки и массовые коммуникации»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Харитонова Н. А., доктор экономич. наук, профессор Департамента отраслевых рынков
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация:
В статье выполнен анализ состояния и перспектив развития производства стекла и изделий из него в Российской Федерации и возможности сотрудничества отрасли с машиностроительным комплексом России, который не только в состоянии обеспечить импортозамещение современного технологического оборудования для стекольной промышленности, но и увеличить потребление стекла специального назначения компаниями, производящими железнодорожный и легкорельсовый транспорт, метрополитен, общественный пассажирский транспорт, а также специализированную технику (горнодобывающую, дорожную, строительную и другие виды машиностроительной продукции).
Актуальность исследования заключается в необходимости выхода из системного кризиса, в котором оказались отрасли строительной индустрии машиностроения в связи с усложнением геополитической ситуации и необходимости обеспечить в ближайшую перспективу технологический суверенитет России.
В рамках исследования была представлена структура российского рынка стекла, а также отмечены возможности российских машиностроителей, которым предстоит заместить западные компании, ушедших с российского рынка. В статье уделено внимание проблеме организации безотходного производства на предприятиях стекольной отрасли промышленности: в рамках ESG-концепции, принятой Российской Федерацией на перспективу до 2050 года.
Представлены основные направления государственной поддержки строительной индустрии в рамках национальной стратегии развития жилищного и гражданского строительства на ближайшую перспективу.
Ключевые слова: стекольная промышленность, листовое стекло, машиностроительный комплекс, инструменты государственной поддержки (субсидии, льготное кредитование), рециркуляция стекла и изделий из него