Номер 6/2022

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Экономика повышения надежности технических систем обеспечения безопасного функционирования специальных объектов
Ерофеев М. Н., доктор технич. наук, заместитель директора по научной работе
Институт машиноведения им. А. А. Благонравова Российской академии наук, Москва
Смирнов В. Г., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Спирягин В. В., кандидат технич. наук, преподаватель кафедры «Ракетные войска стратегического назначения» Военного учебного центра, доцент кафедры «Физическая химия»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Егорова С. В., экономист
Институт машиноведения им. А. А. Благонравова Российской академии наук, Москва

Аннотация:
В статье приведено обоснование путей повышения надежности технических систем специальных объектов; предложены пути модернизации технических систем, находящихся в эксплуатации.
Ключевые слова: технические системы, надежность, ущерб, доход, риски

Анализ требований к выполнению опытно-конструкторских работ по созданию программно-аппаратных комплексов оборонного назначения
Судаков В. А., доктор технич. наук, ведущий научный сотрудник
Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, Москва
Уланов Д. В., старший преподаватель кафедры «Управление военных представительств МО РФ» Военного учебного центра
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Высокая интенсивность современных вооруженных конфликтов, активное использование высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, задействование систем искусственного интеллекта для решения военных задач требует выделения бюджетных ассигнований на создание перспективных образцов вооружения и военной техники, способных нивелировать наступательный потенциал вероятного противника. Особенности выполнения опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию вооружения и военной техники, продиктованные требованиями нормативных правовых актов и документов по стандартизации оборонной продукции, предъявляют ряд повышенных требований к потенциальному исполнителю работы. Руководитель хозяйствующего субъекта, рассматривая участие организации в конкурсной процедуре по определению исполнителя ОКР военного назначения, принимает решение, анализируя имеющиеся в его распоряжении ресурсы и ограничения, накладываемые особенностями выполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ). Авторами статьи предложены критерии и методика их расчета для эффективного выполнения ОКР по созданию программно-аппаратного комплекса оборонного назначения, сформулированы ограничения и способы их определения. Для расчетов критериев приведена модификация модели PERT и применены алгоритмы анализа релевантности текстов на основе косинусного сходства. Указанная информация может быть использована при создании модели проблемно-ориентированной системы поддержки принятия решений при подготовке к выполнению ОКР в рамках ГОЗ.
Ключевые слова: промышленность, управление, критерии, ограничения, государственный оборонный заказ, военная техника

Управление социальным развитием персонала производственного предприятия: опыт ООО «Беко»
Левизов А. С., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг»
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир
Олещенко С. И., студент
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир

Аннотация: Рассмотрено влияние социального развития на деятельность компании. Управление социальным развитием достаточно важно для производственных компаний среднего машиностроения, так как различные социальные программы, выплаты, пособия позволяют не только привлечь новых сотрудников, но и удержать высококвалифицированных и талантливых работников. В результате повышаются производительность труда и социальная активность работников, они стремятся к рационализации своей деятельности. Указанный эффект рассмотрен на примере компании ООО «Беко», в статье проанализированы различные социальные программы, выплаты и их влияние на жизнь компании и ее сотрудников.
Ключевые слова: социальное развитие, производственное предприятие, персонал, мотивация, социальная инфраструктура, управление персоналом


ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Конструкторские и технологические инновации как инструмент опережающего развития промышленного предприятия
Врублевский И. А., аспирант Института экономики и менеджмента
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир
Захаров П. Н., доктор экономич. наук, директор Института экономики и менеджмента
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир

Аннотация:
В статье раскрыты современные подходы к инновационному развитию промышленного предприятия посредством формирования конструкторских и технологических инноваций, которые обеспечивают конкурентное преимущество на рынке. Даны оценки подходам и принципам управления жизненным циклом изделий в России и за рубежом.

Ключевые слова: конструкторские инновации, технологические инновации, жизненный цикл изделия, постановка изделия на производство


МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА

Управление отношениями между клиентом и компанией с помощью CRM-систем
Землянская Н. Б., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Казакова Н. В., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Статья посвящена анализу степени влияния клиентоориентированного подхода и инструментов современного маркетинга на потенциальных и существующих клиентов компании с целью повышения их лояльности и приверженности. В фокусе внимания оказываются создание конкурентных преимуществ на стадии зрелости жизненного цикла товара, увеличение продаж компании через использование системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Отмечены выгоды в случае разработки и внедрения CRM-стратегии и возможные проблемы. Важно заметить, что проанализированная авторами возможность привлечения и удержания клиентов с помощью SMM-приложений позволяет эффективно собирать знания о клиентах и использовать их в интересах компаний, функционирующих в различных областях и сферах деятельности.

Ключевые слова: клиентоориентированность, лояльность потребителей, система управления взаимоотношениями c клиентами (CRM), рентабельность взаимодействия, SMM-маркетинг

Анализ клиентского пути при реализации высокотехнологичной продукции
Солодова А. Д., старший преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Сложившаяся ситуация с конкуренцией на промышленных рынках, продиктованная глобализацией бизнеса, научно-техническим прогрессом и цифровой трансформацией экономики, создает необходимость формирования и развития долгосрочных, основанных на взаимном доверии отношений между производителями и потребителями высокотехнологичной продукции. Важным элементом формирования долгосрочных взаимовыгодных отношений «производитель ↔ потребитель» становится путь клиента. От выстраивания четкой линии взаимодействия с поэтапно проработанными алгоритмами действий зависит то, насколько успешно будет осуществляться коммуникация с клиентами в дальнейшем, а также сможет ли компания конвертировать потенциальных клиентов в постоянных.
В статье тезисно отражены аспекты маркетинговых коммуникаций, актуализируется значение клиентского пути при реализации высокотехнологичной продукции, а также обозначены возможные способы совершенствования взаимоотношений компании и клиентов.

Ключевые слова: «путь» клиента, высокотехнологичная продукция, маркетинговые инструменты, производитель, потребитель, информационные технологии


ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Инновационный метод интеллектуального мониторинга электроэнергии зданий с применением технологий дизагрегирования нагрузки
Мишучков В. И., кандидат технич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Кошелев А. С., студент
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
В статье анализируются современные тенденции в области развития интеллектуального мониторинга электроэнергии для сбора данных об энергопотреблении для управления в целях планирования и повышения энергоэффективности потребления энергоресурсов в зданиях. Показано, что оснащение зданий различного назначения системами учета энергоресурсов в режиме реального времени с интеллектуальными счетчиками можно считать новым подходом к повышению энергоэффективности зданий. Рассмотрена возможность применения новой инновационной технологии анализа энергопотребления в зданиях и управления им, использующей интеллектуальные счетчики с применением технологий неинтрузивного мониторинга нагрузки.

Ключевые слова: интеллектуальный учет, энергоэффективность, дизагрегирование нагрузки зданий, неинтрузивный мониторинг нагрузки

ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

К вопросу о некоторых социологических аспектах экономической грамотности в России
Голов Р. С., доктор экономич. наук, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Статья посвящена исследованию распределения аудитории общероссийской образовательной акции «Всероссийский экономический диктант – 2022» по широкому ряду социологических критериев. Проведенное исследование позволило определить социальные страты, обладающие наибольшей проактивностью и мотивацией в плане оценки собственной экономической грамотности и дальнейшего повышения экономической компетентности. Результаты, полученные по итогам проведения экономического диктанта 2022 г., сравниваются с соответствующими результатами, зафиксированными при проведении акции в 2021 г.

Ключевые слова: Всероссийский экономический диктант, экономическая грамотность населения, экономическая компетентность, аудитория диктанта, респондент, социологические критерии


АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Технологическая цифровизация экономического пространства в контексте регионального развития территорий
Баринов М. А., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Стратегическое планирование и управление жилищно-коммунальным комплексом»
Владимирской государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир

Аннотация: В статье представлены теоретические подходы к трактовке понятий «цифровизация» и «цифровая экономика». Многогранность терминов и обширная полемика в научном сообществе, касающаяся вопросов эффективности и методов оценки рассматриваемых категорий, свидетельствует о важности и актуальности исследования данных терминов. Тенденции развития региональных систем на современном этапе предусматривают неразрывную корреляцию социально-экономической и цифровой сред, что обусловливает актуальность исследования. Целью работы является диагностика экономического развития на базе валового регионального продукта с определением индикатора стабильности цифрового пространства. Для этого использованы методы системного и корреляционно-регрессионного анализа. Результатом является критериальный анализ регионов Центрального федерального округа, позволяющий идентифицировать стабильность цифровой среды территорий и выявить факторы, влияющие на валовый региональный продукт. Сделан вывод о влиянии СRМ-, ERP-, SCM-систем на развитие административно-территориальных образований.

Ключевые слова: система, регион, цифровизация, развитие, территория

О динамике результативности функционирования отраслевого рынка на пути к ноономике (часть 3)
Третьяк В. П., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Экономика и управление на транспорте»
Российский университет транспорта (МИИТ), Москва
Смирнов В. Г., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В третьей части статьи обобщаются индикаторы, характеризующие подходы к ноономике, которая иллюстрируется через модификацию результативности отраслевого рынка. Это и фиксация уровня развития доминирующего технологического уклада, и сокращение расхитительного потребления результатов данного отраслевого рынка, и регулирование количества рабочих мест, использующихся на данном рынке, и, конечно же, фиксация роста привлечения волонтерского труда без расчета на вознаграждение. На базе тенденций изменения предложенных индикаторов можно ощутить, насколько осуществляется сдвиг в сторону выделения человеческого хозяйствования из нынешнего состояния в сторону динамичного формирования ноосферы.

Ключевые слова: результативность функционирования отраслевого рынка, совместное потребление (шеринг), волонтерство, доминирующий технологический уклад, труд по найму, свободный креативный труд добровольцев, ноономика