Номер 5/2015

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Агент-ориентированные стратегии развития бизнеса
Уральский федеральный университет им. Первого президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург
Лапшина С.Н., кандидат техн. наук, доцент
Берг Д.Б., доктор физ.-мат. наук, профессор
Баженов И.А., кандидат техн. наук, доцент
Российский профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Денисов А.Д., кандидат экон. наук, профессор
Шапошников В.А., доктор экон. наук, доцент

Аннотация: Рассмотрены основные бизнес-стратегии экономических агентов. Представлено прогнозирование развития экономических агентов в зависимости от изменяющихся условий внешней среды в модели функционирования агента типа «доход – издержки». Проведен общий анализ начального этапа кривой жизненного цикла экономического агента и возможность прогнозировать выбор оптимальной бизнес-стратегии предприятия в рыночных условиях.
Ключевые слова: стратегия развития, агент-ориентированное моделирование

 

Сравнительный анализ показателей эффективности управления стоимостью компании
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва
Тагиров Ф.А.
Коровин А.В., кандидат экон. наук, доцент

Аннотация: В данной работе была проведена систематизация и сравнительный анализ наиболее популярных показателей эффективности управления стоимостью компании. Все показатели эффективности можно разделить на три основные группы: показатели, основанные на бухгалтерских показателях, денежных потоках и рыночных оценках. В работе описаны преимущества и недостатки каждого из них, проведён сравнительный анализ индикаторов, что дает некоторую определенность при выборе того или иного показателя.
Ключевые слова: стоимость, управление, эффективность, капитал, инвестиции, прибыль

 

Логистика как эффективная технология управления
Московский университет путей сообщения, г. Москва
Шумаев В.А., доктор экон. наук, профессор
ООО «ПРАМО», г. Москва
Сазонов А.А., директор по логистике

Аннотация: Предложен нормативный метод снижения затрат во всех звеньях логистической цепочки и рассмотрено применение японской прогрессивной технологии организации поставки и производства с использованием адаптированного инструмента «канбан». Приведён опыт его использования на ООО «Комбайновый завод Ростсельмаш».
Ключевые слова: логистика, затраты, нормативный метод, канбан, заказная адресная поставка

 
 


 

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тенденции развития конкурентного преимущества предприятий на рынке инноваций
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Балова С.Л., кандидат экон. наук, доцент

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы тенденции развития конкурентных преимуществ в инновационной сфере. Рассматриваются основные формы участия предприятий на рынке новшеств как механизма развития конкурентоспособности в инновационной среде и отмечается, что основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, рынок инноваций, НИОКР

 
 


 

МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА

Инновационное развитие маркетинга в эпоху глобальных изменений
Владимирский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Владимир
Искяндерова Т.А., кандидат экон. наук, доцент

Аннотация: Целью данной работы является определение вектора эволюционного развития маркетинга в инновационной сфере в мировой и российской экономике на основе анализа научной литературы. Данная работа отличается уточнением понятийного аппарата маркетинга в инновационной сфере с точки зрения его взаимодействия с наукой в инновационном процессе. Выявлены различия понятий «маркетинг инноваций», «маркетинговые инновации», «инновационный маркетинг». Рассмотрены различные концепции маркетинга в инновационной сфере: вертикальный маркетинг, латеральный маркетинг, хайтек-маркетинг, определена их специфика и роль в производстве и реализации инноваций. На основе статистического анализа сделан вывод о приоритетном направлении развития хайтек-маркетинга в инновационной сфере России.
Ключевые слова: инновации, маркетинг, инновационный маркетинг, вертикальный маркетинг, латеральный маркетинг, хайтек-маркетинг

 

Особенности трансформации понятия «продукт» в информационном обществе
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Артемьева О.А., кандидат экон. наук, доцент

Аннотация: В статье представлены результаты исследования трансформации понятийного аппарата маркетинга в условиях становления информационного общества. Обосновывается возрастающая роль в развитии информационного продукта по сравнению с материальным. Сгруппированы и проанализированы понятия, связанные с рынком наукоемкой и научно-технической продукции, а также с маркетингом инноваций.
Ключевые слова: информационное общество, материальный продукт, научно-технический прогресс, рынок, патент, лицензия, наукоемкая продукция, высокотехнологический капитал, научно-технические специалисты

 

Геомаркетинговые информационные системы: назначение и возможности использования в рыночной деятельности
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Рожков И.В., кандидат экон. наук, доцент

Аннотация: В статье рассматривается одно из прикладных направлений развития маркетинговых информационных систем на основе технологий геомаркетинга. Исследуются сущность и назначение геомаркетинговых информационных систем и направления их возможного использования в маркетинговой деятельности современных предприятий. Анализируются примеры реализации геомаркетинговых информационных систем российских разработчиков.
Ключевые слова: информационные технологии (ИТ), маркетинг, геомаркетинг, геомаркетинговые информационные системы

 

Вопросы маркетинговой ориентации высокотехнологичных компаний на инновационность
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Стыцюк Р.Ю., доктор экон. наук, профессор

Аннотация: В статье приведены результаты исследования роли и значения маркетинга в инновационной деятельности современных организаций. Сделан вывод, что инновационная деятельность, направленная на обеспечение и повышение конкурентоспособности организации, должна опираться на существующие передовые подходы, модели, методики и алгоритмы. При этом важно проводить адаптацию существующих методик с учетом специфики и условий работы каждого предприятия.
Ключевые слова: маркетинг, инновации, скорость распространения инноваций, рынок нематериальных продуктов, продвижение и сбыт, конкурентоспособность, кайдзен, ориентация на потребителя

 

Социальный маркетинг и концепция устойчивого развития
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Козлова Н.П., кандидат экон. наук, доцент

Аннотация: В статье анализируется современная концепция социального маркетинга, ее связь с концепцией устойчивого сбалансированного развития современных компаний. Рассматриваются примеры социально значимых проектов, реализуемых отечественным и зарубежным бизнесом.
Оценивается значимость социального маркетинга для правильного выстраивания отношений с работниками, партнерами, органами власти. Делаются выводы о связи социальной ответственности компании с ростом ее прибыли и рыночной капитализацией.
Ключевые слова: социальный маркетинг, устойчивое развитие, корпоративная социальная ответственность, бренд, социальный продукт, социально значимая проблема

 
 


 

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Научно-исследовательские центры и технопарки при университетах как способ повышения национальной конкурентоспособности
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Иванова Ю.О.

Аннотация: Государства, ищущие конкурентное преимущество в глобальной экономике, часто сосредоточены на продвижении инноваций и передовых технологий. Одним из результатов экономического развития в этом направлении является формирование научно-исследовательских центров и технопарков при университетах, которые, как правило, предназначены для ускорения передачи технологии из научных кругов в промышленность. Такой симбиоз, с одной стороны, ведёт к повышению национальной конкурентоспособности, а с другой – к улучшению имиджа университетов.
Ключевые слова: научно-исследовательские центры, технопарки, трансфер технологий, университет, инновация, имидж, национальная конкурентоспособность, знания

 
 


 

ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Факторы и направления маркетингового взаимодействия рынков труда и образовательных услуг
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Коровушкина М.В.

Аннотация: Рассмотрена взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг, перечислены и проанализированы факторы, оказывающие влияние на эффективное взаимодействие двух этих рынков, которое проявляется в получении образования человеком с целью самореализации, повышения социального статуса индивида в обществе и роста его конкурентоспособности на рынке труда.
Для согласования противоречий между рынком труда и рынком образовательных услуг приведен маркетинг взаимодействия, который представляется механизмом и инструментом удовлетворения социальных, экономических и общественных потребностей государства, общества, организаций и индивида.
Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, факторы маркетингового взаимодействия, работодатель

 

Основы развития высшей школы: научно-технические нововведения и благосостояние России
МАТИ – Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского, г. Москва
Каширин В.В., доктор экон. наук, профессор
Тихонов Г.В., кандидат экон. наук, доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва
Грачев Н.Н., кандидат техн. наук, профессор

Аннотация: В статье предложены основы развития высшей школы в современных условиях и приведены основные свойства инфраструктуры высшей школы, а также показана роль и место высшей школы в инновационной инфраструктуре страны на ближайшую перспективу.
Ключевые слова: высшая школа, научно-технические нововведения, благосостояние России, инновационная инфраструктура, инжиниринг

 
 


 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Маркетинговая деятельность организации по формированию имиджа
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Колесникова О.В., кандидат экон. наук, доцент
Ребрикова Н.В., кандидат экон. наук

Аннотация: В статье рассмотрена маркетинговая деятельность условной организации, названной «Оператор связи», формирование имиджа данной компании на рынке телекоммуникационных услуг, влияние внешних и внутренних факторов на имидж организации на российском рынке в условиях жесткой конкуренции.
Ключевые слова: имидж, организация, телекоммуникационные системы, оператор связи, PEST-анализ, внутренние
и внешние факторы

 

Вопросы модернизации экономики России
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Фирсова И.А., доктор экон. наук, кандидат пед. наук, профессор

Аннотация: В современных условиях развития необходимо переходить от метода проб и ошибок в развитии экономики к методу прогнозирования. Стране необходима инновационная модернизации.
Модернизация – это создание высокотехнологичных производств, развитие системы экспорта инноваций, конкуренция, борьба с коррупцией. Руководство и ведущие экономисты страны осознают эти проблемы. В статье рассмотрены проблемы и вопросы необходимости модернизации экономики России.
Ключевые слова: экономика, социально-экономический кризис, модернизация

 

Бюджетирование как элемент корпоративного планового процесса
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Левченко К.В.

Аннотация: В статье раскрывается современная роль бюджетирования в оптимизации объема финансовых затрат, повышении управляемости, максимизации прибыли, обеспечении эффективности деятельности в целом. Особое внимание уделяется раскрытию специфики финансового управления и планирования в индустрии гостиниц. Раскрываются проблемы российских отелей в условиях оторванности бухгалтерского учета от управленческого. Сделана попытка в схематичном виде представить процесс первичного планирования и ведения системы управленческого учета в гостиничном бизнесе в основном на примере годового бюджета доходов и расходов.
Ключевые слова: бюджетирование, финансовое управление, бизнес-процесс, годовой бюджет, управленческий учет

 

Практика спуфинга: манипулирование или эффективное использования неэффективности рынка?
Российский экономический Университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва
Искяндяров Р.Р.,

Аннотация: Статья посвящена описанию современной практики спуфинга, применяемой на биржевых торгах. Повышение уровня развития информационных технологий привело не только к росту эффективности функционирования рынка ценных бумаг, его ликвидности и прозрачности, но и к появлению новых практик, способных искусственно искажать цены на финансовые инструменты и наносить ущерб добросовестным участникам торгов. К одной из них относится спуфинг (от англ. spoofing – подмена, пародия).
Автор использует методы сравнения, анализа, графического представления информации.
Делается вывод о необходимости законодательного регулирования практики спуфинга в России с учетом опыта и правовой позиции финансовых регуляторов США в области рынка ценных бумаг и ведущих мировых биржевых площадок. Результаты могут быть использованы в теоретической и практической деятельности в области рынка ценных бумаг.
Ключевые слова: манипулирование, спуфинг, биржа

 

Анализ практики принятия и реализации налоговых амнистий в России
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва
Сысоев А.П., кандидат экон. наук

Аннотация: В работе рассматриваются проблемы, связанные с принятием и реализацией двух первых налоговых амнистий (1993 г. и 2006 г.) в России. В статье подчеркивается, что налоговая амнистия может распространяться только на налоговые правоотношения, дабы не допустить ее использование для отмывания и легализации средств криминального происхождения, связанных с наркоторговлей, незаконным оборотом алкогольной продукции, рэкетом и т. д. Автор обращает внимание на то, что законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие принятие и реализацию налоговых амнистий, должны отличаться особой четкостью и не предоставлять возможности для их вольного толкования как налогоплательщиками, так и фискальными органами. В статье содержатся предложения, направленные на совершенствование механизма принятия и реализации в нашей стране института налоговой амнистии.
Ключевые слова: налоговая амнистия, налоговая система, налоговые органы, налоговые правоотношения, финансовые суды