Номер 5/2014

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Динамика структуры материально-технической базы машиностроения
Самарский государственный университет, г. Самара
Дубровина Н.А., кандидат экон. наук, доцент

Аннотация: В статье представлен анализ структуры и объёма производства отечественного машиностроения. Уделено внимание проблеме численности персонала и его квалификации. Для сравнения те же показатели рассмотрены в машиностроении США. Определено, что для производства конкурентоспособной продукции уровня, сопоставимого с уровнем промышленно развитых стран, необходим переход на современное технологически развитое производство.
Ключевые слова: машиностроение, объём производства, индекс воспроизводства, темпы роста, производство, отраслевая структура, численность персонала

 

Инструменты оценки эффективности организационно-экономического механизма функционирования интегрированных структур ракетно-космической промышленности
ОАО «Красноярский машиностроительный завод», г. Красноярск
Рябченко А.В.

Аннотация: В статье предпринята попытка оценки результатов деятельности интегрированных структур ракетно-космической промышленности, которые в процессе реализации заданных целей зависят от организационно-экономического механизма функционирования корпораций, направленного на их эффективное достижение. На основе оценки степени достижения целей отраслевыми корпорациями формируется вывод об эффективности организационно-экономического механизма функционирования. В работе сформирована система показателей оценки деятельности интегрированных структур.
Ключевые слова: инструменты оценки, организационно-экономический механизм, интегрированные структуры, ракетно-космическая промышленность

 

Имидж и репутация компании с точки зрения корпоративной аудитории
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Козлова Н.П., канд. экон. наук, доцент

Аннотация: Рассмотрена система стейкхолдеров компании в их взаимодействии и воздействии на компанию. Представлены типичные интересы стейкхолдеров, определяющие их репутационную ценность. Предложены модели выстраивания отношений с основными стейкхолдерами.
Ключевые слова: имидж, репутация, корпоративная аудитория, стейкхолдеры, репутационная ценность, стратегии

 

Предпроектная интеграция, как средство повышения эффективности управления крупными капиталоемкими ЕСР-проектами
Московский технологический институт «ВТУ», г. Москва
Титов С.А., канд. экон. наук, доцент
Государственный университет управления, г. Москва
Титов Н.В., ассистент
Российский государственный социальный университет, г. Москва
Титаренко Б.П., доктор техн.наук, профессор
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, г. Москва
Титаренко Р.Б., канд. экон. наук, доцент

Аннотация: EPC-проекты в настоящее время реализуются в самых разных отраслях российской экономики. Особенно широкую популярность ЕРС-проекты получили в практике осуществления капиталоемких сложных промышленных проектов в нефтегазовой отрасли. Для повышения эффективности ЕРС-проектов разрабатываются различные подходы к управлению проектами. В статье рассматривается подход под названием «предпроектная интеграция», который делает акцент на максимизацию усилий по проектированию создаваемого объекта и планированию проекта на самых начальных стадиях жизненного цикла проекта. В статье изложены основные принципы и положения данного подхода и проводится анализ эффективности использования данного подхода на практике.
Ключевые слова: проект, управление проектами, проектное управление, EPC, EPCM, предпроектная
стадия, предпроектная интеграция

 

Вопросы эффективности управленческой деятельности для предприятий современного промышленного железнодорожного транспорта
Консультационная компания «СПЛАН», г. Москва
Шевченко С.Г., канд. экон. наук

Аннотация: Актуальность статьи в том, что развитие отечественной железнодорожной транспортной сети сдерживается недостатками в управлении предприятиями промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ). Целью статьи является разработка моделей и методов управления эффективным развитием современных ППЖТ в условиях изменяющейся конкурентной среды и тарифных ограничений. В ходе работы над статьёй получены следующие новые научные результаты: обоснованы научно-практические рекомендации по улучшению и внедрению экономических методов и моделей управления такими предприятиями.
Ключевые слова: управление, промышленный железнодорожный транспорт, тариф, экономико-математическая модель

 
 


 

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Венчурное инвестирование как фактор развития инфраструктуры современного рынка
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Балова С.Л., канд. экон. наук, доцент

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы венчурного финансирования, которые сыграли важную роль в реализации многих крупнейших нововведений в различных областях деятельности. Показано, что от создания эффективной системы венчурного инвестирования может зависеть успешная работа механизма инноваций, отвечающего за превращение результатов научных исследований в коммерчески выгодный, т. е. востребованный инфраструктурой современного рынка, продукт.
Ключевые слова: венчурный капитал, венчурное инвестирование, венчурный механизм, инфраструктура со временного рынка, инфраструктура венчурной индустрии, кэптивные (зависимые) венчурные фонды, эндогенный технологический прогресс

 

Роль инновационной деятельности в повышении конкурентоспособности современных организаций
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Стыцюк Р.Ю., доктор экон. наук, профессор
Артемьева О.А., канд. экон. наук, доцент
Рожков И.В., канд. экон. наук, доцент

Аннотация: В статье анализируется маркетинго-инновационный этап развития рыночных отношений, особая значимость персонала в инновационных процессах, кайдзен как средство и инструмент основного средства обеспечения эффективного менеджмента инновационной направленности.
Ключевые слова: рынок, организация, инновация, инновационный маркетинг, функциональная деятельность, кайдзен, конкурентоспособность

 
 


 

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Потенциал энергетического сектора – ресурс инновационного развития народного хозяйства
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Солдатова Н.Ф., канд. экон. наук, доцент
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва
Ильяшенко С.Б., канд. экон. наук

Аннотация: Авторы рассматривают потенциал энергетического сектора народного хозяйства как многоаспектовое понятие, которое определяет социально-экономические условия проживания населения и является базисом для развития народного хозяйства в целом. Состояние и перспективы развития потенциала энергосектора России оказывают значимое влияние на эффективность всего народного хозяйства особенно в условиях введения экономических санкций со стороны ведущих стран Евросоюза и США.
Ключевые слова: потенциал энергетического сектора, экономические ресурсы энергосырьевого сектора, устойчивое развитие народного хозяйства, конкурентоспособность российской промышленности

 

О моделях управления энергетической эффективностью
СРО «Союз Энергоэффективность», г. Екатеринбург,
Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского, г. Москва
Щёлоков Я.М., канд. экон. наук, доцент

Аннотация: Предлагается ввести поиск оптимальных соотношений ресурсных показателей в нашей экономике. Это возможно при создании условий по экономии энергетических ресурсов на стадии их конечного использования.
Ключевые слова: управление, инфляция, энергоресурс, конечный потребитель, технологический ресурс, потребительский спрос

 

Основные принципы формирования систем управления энергосбережением в промышленности
Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского, г. Москва
Смирнов В.Г., доктор экон. наук, доцент

Аннотация: Статья посвящена анализу основных принципов формирования систем управления энергосбережением на промышленных предприятиях. Автором рассматривается стандарт ГОСТ Р ИСО 50001 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению», регламентирующий работу по формированию подобных систем. Определяется ряд ключевых принципов, лежащих в основе создания эффективных комплексных систем энергетического менеджмента в промышленности.
Ключевые слова: энергосбережение, управление энергосбережением, предприятие, энергоэффективность, энергетический аудит

 
 


 

МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА

Интегрированные маркетинговые коммуникации в обеспечении коммерциализации инноваций
НОУ «Институт экономики и предпринимательства» г. Москва
Диваева Э.А., доктор экон. наук, профессор
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Балова С.Л., канд. экон. наук, доцент

Аннотация: В статье раскрывается роль интегрированных маркетинговых коммуникаций в диффузии и коммерциализации инноваций, а также рассматривается проблема инновационной восприимчивости.
Ключевые слова: интегрированные маркетинговые коммуникации, инновационная экономика, восприимчивость к инновациям, синергетический эффект, маркетинговый эффект, риск потребительского
неприятия инноваций

 

Организация PR-деятельности в сфере продажи автомобилей
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Колесникова О.В., канд. экон. наук, доцент
Ребрикова Н.В., канд. экон. наук, ст. преподаватель

Аннотация: В статье изложены основные направления создания PR-деятельности на предприятиях автомобильной отрасли. Представлены основные функции, возложенные на PR-менеджера и младший административный аппарат. Направления и основные приёмы в деятельности PR-компаний.
Ключевые слова: автомобильные производители, дилеры, PR-отдел, связь с общественностью, реклама, средства массовой информации

 

Методология рыночного взаимодействия предприятий на основе концепции маркетинга отношений
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Широкова А.И., аспирант

Аннотация: В статье даны несколько вариантов определений концепции маркетинга взаимоотношений, обозначены принципы данной концепции, описаны причины необходимости адаптации данной концепции российскими компаниями сегодня.
Ключевые слова: маркетинг взаимоотношений, сетевые компании, конкурентное преимущество, человеческие ресурсы, каналы поставок, дистрибьюторы

 
 


 

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Развитие и усиление конкурентных преимуществ предприятий посредством целенаправленной рекламной деятельности (информационный аспект)
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Стыцюк Р.Ю., доктор экон. наук, профессор
Артемьева О.А., канд. экон. наук, доцент
Рожков И.В., канд. экон. наук, доцент

Аннотация: Авторы рассматривают экономическую сущность рекламы, анализируют основные способы ведения конкурентной борьбы между экономическими агентами, определяют особенности ценовой и неценовой конкуренции и роль и задачи рекламы в различных типах рыночной структуры, рассматривают вопрос дифференциации продукта по Э. Чемберлину и роль рекламных компаний на рынках с разными видами конкуренции.
Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, рынок, продукт, конкурентоспособность, монополия, конкуренция, олигополия, марка, предприятие

 
 


 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Роль политического фактора в развитии экономического кризиса в Европе
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва
Маркарян А.М., аспирант

Аннотация: Одной из специфических особенностей европейского долгового кризиса является значимая роль политического фактора. Данный фактор проявляется в противоречивости структуры Европейского союза как политико-экономического объединения и в специфике проводимой недальновидной финансовой политики ряда европейских стран. В данной статье анализируются глубинные причины европейского кризиса с точки зрения политической составляющей. Также автором предлагаются долгосрочные меры по выходу из долгового кризиса.
Ключевые слова: европейский долговой кризис, Европейский союз, политический фактор, еврозона, государственный долг

 
 


 

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Реализация принципов клиентоориентированного бизнеса на основе информационных технологий (обзор зарубежных журналов)
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва
Рожков И.В., канд. экон. наук, доцент