Номер 2/2024

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Идентификация групповых конфликтов в рамках командно-коалиционного управления на высокотехнологичных предприятиях
Вартанян А. А., , кандидат физ.-мат. наук, доктор экономич. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Научная статья посвящена изучению групповых конфликтов в рамках командно-коалиционного управления на высокотехнологных предприятиях для выработки практических рекомендаций по обеспечению устойчивого развития предприятий в условиях цифровизации общества, участившихся политических и экономических кризисов. Выявлены основные области конфликтов формальной администрации предприятия и команд-коалиций, имеющих свои собственные цели и управленческие возможности.
Отраженные в статье результаты могут быть использованы высокотехнологичными предприятиями, которым интересны вопросы идентификации групповых конфликтов в рамках командно-коалиционного управления, а также решения в отношении их прогнозирования и разрешения.
Ключевые слова: группа, команда, командно-коалиционное управление высокотехнологным предприятием, конфликты меду группами и внутри них

Основные положения проектного подхода в Госкорпорации «Роскосмос». Часть 1
Корсаков С. В., аспирант1, действующий космонавт-испытатель Отряда космонавтов2
1 — Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
2 — Госкорпорация «Роскосмос», Москва
Смирнов В. Г., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
В статье описаны основные положения проектного подхода в Госкорпорации «Роскосмос», процесс становления и развития проектного подхода, в том числе в СССР и России.
Ключевые слова: проектный подход, Госкорпорация «Роскосмос», управление проектами, график Ганта, Ассоциация управления проектами

Организационное обеспечение дистанционной работы сотрудника
Кузнецова Е. Ю., доктор экономич. наук, профессор
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург
Подоляк О. О., кандидат экономич. наук, доцент
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург
Кузьмин В. В., аспирант
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург

Аннотация:
В статье рассматриваются перспективы дистанционного вида занятости, активизированного в условиях ограничительных мероприятий в пандемию COVID-19 и получившего развитие при последующей трансформации рынка труда в целом. Использована методология анализа и синтеза выводов, представленных в научных публикациях, и обработки данных анкетного опроса респондентов, выбранных случайным образом. Выполнен анализ мнений представителей рынка труда, занятых в различных отраслях экономики, по поводу дистанционного формата организации рабочего времени и пространства; сделаны выводы по отдельным аспектам при традиционном и дистанционном способах организации рабочего места. Рассмотрены существующие технологические решения для организации дистанционной работы сотрудников. Дано обобщенное заключение о положительных перспективах развития дистанционного формата работы.
Ключевые слова: дистанционная работа, организационное обеспечение, персонал организации, организация труда, технологии организации рабочих процессов


МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА

Практические аспекты реализации омниканального маркетинга на высокотехнологичных промышленных предприятиях
Самсонов П. М., магистрант
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Сорокина Е. А., студент
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Емельянов Д. А., студент
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Статья посвящена исследованию сущности и практических аспектов реализации омниканального маркетинга. Авторами проводится анализ применяемых в российской научной сфере определений термина «омниканальный маркетинг». Формулируются основные принципы и раскрываются практические аспекты реализации омниканального маркетинга на высокотехнологичном промышленном предприятии. Также рассматривается используемое в данном контексте программное обеспечение.
Ключевые слова: маркетинг, омниканальный маркетинг, маркетинговые коммуникации, высокотехнологичное промышленное предприятие, цифровая экономика, автоматизация маркетинговой деятельности


КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Эффективное управление материальными ресурсами как инструмент повышения конкурентоспособности авиационной промышленности и технологической независимости в период импортозамещения
Кайбелева В. Р., магистр
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Мезина Н. А., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
На основе практического опыта авиационной промышленности исследуется роль эффективного управления материальными ресурсами в повышении конкурентоспособности авиационной промышленности и достижении технологической независимости в период импортозамещения. Сформулированы соответствующие рекомендации.
Ключевые слова: технологическая независимость, импортозамещение, конкурентоспособность, авиационная промышленность, материальные ресурсы, отечественное производство


ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

К вопросу о применении интегрального показателя в экономике (на примере комплексной рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности)
Голов Р. С., доктор экономич. наук, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Статья посвящена исследованию применения интегрального показателя в современной экономике. Автором рассматривается полученный им опыт использования интегрального показателя для расчета комплексной рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности компаний электроэнергетической отрасли. Приводится сформированный с применением интегрального показателя рейтинг из 10 электроэнергетических компаний. Отражены позиции авторитетных представителей экономической науки, выраженные ими в рамках научной дискуссии, которая посвящена составленному автором рейтингу. Исследованы как преимущества, так и недостатки интегрального показателя, которые необходимо учитывать в случае его практического применения.
Ключевые слова: экономика, оценка эффективности, интегральный показатель, рейтинг, экспертные оценки, весовые коэффициенты


ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Стандартный подход к управлению рисками в международных проектах на примере инициативы «Один пояс и один путь»
Чжоу Жунь, аспирант Института экономики и туризма
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир
Родионова Н. В., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг» Института экономики и туризма
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир

Аннотация:
Исследуется проблема управления рисками в международных проектах на примере проекта строительства транснациональной высокоскоростной железнодорожной системы Азия – Европа, который входит в инициативу «Один пояс и один путь». С опорой на стандартный подход обоснованы положения, развивающие теоретико-методические принципы управления рисками проекта. На их основе идентифицированы главные риски проекта, оценены их вероятности и уровни, рекомендованы стратегии и тактики управления рисками, а также контрмеры для их снижения. Определены актуальные направления продолжения исследования проблемы.
Ключевые слова: «Пояс и путь», риск в проектах, система и методология управления рисками проектов, контрмеры


АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Применение методов анализа макросреды для металлургической компании
Землянская Н. Б., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Казакова Н. В., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Рассматриваются некоторые методы анализа внешней среды компании на металлургическом рынке, а именно: матрица стейкхолдеров, методология «Пять конкурентных сил Портера», PEST-анализ. Полученные данными методами результаты анализа успешно используются компаниями для разработки эффективных маркетинговых стратегий, сохранения лидерства на рынке, минимизации рисков и использования возникающих возможностей.
Ключевые слова: макросреда, металлургический рынок России, стейкхолдеры, «Пять сил Портера», PEST-анализ

Анализ существующего рынка коммерческих беспилотных авиационных систем в России
Шадрина Л. В., заместитель директора Центра маркетинга
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Развитие отрасли беспилотных авиационных систем является одним из приоритетных направлений развития промышленности Российской Федерации. В настоящем исследовании представлена оценка текущей структуры российского рынка производства беспилотных авиационных систем. Рынок беспилотных авиационных систем рассматривается в качестве целостной экосистемы, включающей такие элементы, как их производство, применение, производство комплектующих и программного обеспечения. При этом производители беспилотных авиационных систем являются одним из важнейших элементов экосистемы.
Анализ экосистемы позволяет учесть влияние поставщиков и потребителей на рынок беспилотных авиационных систем. Локализация всех элементов экосистемы внутри регионов или одного региона позволит выявить наиболее перспективные регионы для развития отрасли беспилотных авиационных систем.
Рынок беспилотных авиационных систем как в мире, так и в России развивается очень быстро и поэтому необходимо проанализировать и оценить не только его текущее состояние, но и те этапы, которые этот рынок уже прошел. Такой анализ позволит сформировать гипотезы по драйверам и барьерам данного рынка.
Ключевые слова: Дроны, БАС, беспилотные авиационные системы, экосистема дронов, производители дронов, программное обеспечение для дронов, карта рынка дронов