Номер 1/2021

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Теоретические основы цифровой трансформации промышленности в контексте Четвертой промышленной революции (часть 1)
Андрианов А. М., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Интенсификация технологического развития современной промышленности в последние годы способствовала достижению значительного прогресса в области развития систем интеллектуальной автоматизации производства. Разработка и активное внедрение подобных систем на предприятиях позволили достичь кардинального повышения эффективности самого производства и объединить отдельные технические подсистемы этих предприятий в рамках общей цифровой инфраструктуры. Масштаб изменений в области организации и управления производством, обусловленный применением этих технологий, позволил ведущим мировым ученым и экспертам заявить о начале Четвертой промышленной революции, также известной под названием «Индустрия 4.0». В предлагаемом исследовании автором анализируются как предпосылки к Четвертой промышленной революции, так и позиции отдельных ученых и исследователей относительно ее сущности и влияния на современную промышленность. Кроме того, в заключительной части исследования автор рассматривает некоторые сценарии применения двух технологий Индустрии 4.0: цифровых двойников и дополненной реальности.
Ключевые слова: инновационная экономика, Четвертая промышленная революция, Индустрия 4.0, цифровизация производства, цифровые двойники, дополненная реальность

 

Анализ динамики развития российских кластеров в условиях цифровой трансформации экономики (часть 1)
Анисимов К. В., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Авторское исследование посвящено рассмотрению проблематики создания и развития кластеров в России и за рубежом. Автором обосновывается актуальность создания кластеров для современной инновационной экономики, исследуются основные технологические и организационные драйверы их развития в эпоху Четвертой промышленной революции. Во второй части исследования подробно рассматриваются крупные государственные программы по созданию кластеров. Отдельное внимание автором уделяется анализу основных показателей, отражающих развитие кластерных образований в высокотехнологичных отраслях российской промышленности.
Ключевые слова: инновационная экономика, Четвертая промышленная революция, цифровая трансформация экономики, кластерная политика, кластер, динамика развития кластеров

 

Основные теоретические и практические положения для создания дочерних предприятий. Часть 2
Дронов Е. А., кандидат экономич. наук, профессор, заведующий кафедрой «Технология производства вооружений»
генеральный директор
Тульский государственный университет, Тула
АО «АК «Туламашзавод»», Тула
Самочкин В. Н., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Финансы и менеджмент»
исполнительный директор
Тульский государственный университет, Тула
ООО «ПО «Туламашзавод»», Тула
Барахов В. И., кандидат технич. наук, главный специалист
ООО «ПО «Туламашзавод»», Тула

Аннотация: В работе приводятся основные теоретические и практические положения и рекомендации, применяемые при реструктуризации крупных предприятий путем объединения или выделения структурных подразделений, производственных единиц, а также создания интегрированных структур, включающих материнскую компания и дочерние предприятия. Рассмотрены решения проблем гибкого развития выделенных подразделений, включая определение количества изделий в освоении. Приводятся основные результаты, полученные авторами с применением разработанных моделей товарно-денежных потоков в производственном объединении, состоящем из материнской компании и дочерних предприятий на примере ПО «Туламашзавод».
Ключевые слова: теоретические и практические положения, дочерние предприятия, моделирование потоков, гибкость, адаптивность, интегрированная структура, синергетический эффект

 

Анализ целесообразности включения финансовых результатов деятельности организации с государственным участием в ее систему показателей
Зарипов Р. Н., начальник отдела разработки перспективных методов организации и управления РКП
АО «Организация «Агат»», Москва

Аннотация: Целью настоящей статьи является обоснование необходимости внедрения сбалансированной системы показателей на государственных предприятиях как более эффективной альтернативы системе финансовых показателей. Для достижения указанной цели был проведен анализ отечественной нормативной базы и существующей практики разработки и внедрения систем показателей оценки деятельности организаций, преимущественно основанных на ключевых показателях эффективности, выявлены причины их недостаточной эффективности и приносимого полезного эффекта. Предложен подход, позволяющий сформировать сквозную каскадированную систему показателей, объединяющую стратегические цели социально-экономического развития государства и показатели деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: сбалансированная система показателей, ключевые показатели эффективности, матрица показателей, стратегическое развитие, управление государственным предприятием

 

Новые подходы к решению современных проблем системного управления в промышленности и машиностроительном производстве
Агарков А. П., доктор экономич. наук, профессор, руководитель регионального отдела
Московская международная академия, Москва

Аннотация: Излагаемые материалы посвящены актуальной теме – вопросам совершенствования управления промышленным и машиностроительным производством. В настоящее время необходимы новые подходы к решению современных проблем системного управления производством. Многие из предложенных направлений социально-экономического развития страны могут быть реализованы только общими усилиями государственного, корпоративного, муниципального уровней власти и трудовых коллективов промышленных организаций в сложных условиях международных отношений, коронавирусной пандемии, финансово-экономических кризисов и др. Ключевыми факторами производства являются повышение эффективности производства, внедрение IT- и других высоких технологий, цифровые методы и, безусловно, инновационные управленческие решения.
Ключевые слова: системно-комплексный подход, системное управление, промышленное и машиностроительное производство, проблемы развития и взаимодействия систем

 


 

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Понятие, сущность и классификация кластеров в условиях инновационной экономики (часть 1)
Паламарчук А. Г., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В условиях современной инновационной экономики особую значимость приобретает развитие новых форм научно-промышленной кооперации, к числу которых относятся кластерные структуры. В проведенном исследовании автором анализируются предпосылки к развитию теории кластеров, понятие и сущность кластерных структур. Разрабатывается классификация кластеров на базе 10 классификационных критериев с последующим анализом отраженных в ней отдельных видов кластерных образований. В качестве приоритетного критерия выделяется ориентированность кластера на повышение собственной энергоэффективности. С учетом его высокой экономической значимости в контексте экономического кризиса разрабатывается авторское определение нового типа кластерных структур – инновационных энергоэффективных кластеров.
Ключевые слова: инновации, Индустрия 4.0, высокотехнологичные отрасли промышленности, кластер, классификация кластеров, инновационный энергоэффективный кластер

 


 

МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА

Социальные сети как инструмент маркетинга взаимодействия для продвижения предприятий авиационной промышленности на глобальном информационном поле
Буланцева Л. В., ст. преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Ванжула А. В., бакалавр
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В статье раскрывается понятие и сущность маркетинга взаимодействия как современной концепции, начало которой было положено маркетингом взаимоотношений, делающим ставку на поддержание и укрепление длительных отношений с клиентами. Представлен перечень инструментов, используемых в маркетинге взаимодействия, среди которых особое внимание уделено социальным сетям как эффективному инструменту взаимодействия компании с целевой аудиторией для обеспечения ее лояльности как в настоящем, так и в будущем. Приводятся данные на январь 2021 г., свидетельствующие об актуальности использования социальных платформ для достижения стратегических целей бизнеса. Детально рассмотрен вопрос применения социальных сетей предприятиями авиационной промышленности. Представлены данные о динамике численности подписчиков на страницы предприятий авиационной промышленности в популярных социальных сетях во втором полугодии 2020 г. Отмечены возможности использования онлайн-платформ для продвижения предприятий авиационной промышленности на глобальном информационном поле.
Ключевые слова: маркетинг взаимоотношений, маркетинг взаимодействия, инструменты маркетинга взаимодействия, социальные сети, показатели актуальности использования социальных сетей, возможности социальных сетей для развития авиастроительных предприятий

 

Цифровой маркетинг и современные технологии как необходимые атрибуты успешного функционирования предприятия
Солодова А. Д., ассистент кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Федотова А. В., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Экономическая теория»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Цифровой маркетинг и современные технологии создают не только новые условия для рыночного взаимодействия, но и раздвигают границы применения существующих решений. На сегодняшний день цифровой маркетинг является необходимым атрибутом для развития и дальнейшего функционирования любого предприятия, а современные технологии помогают ускорять все бизнес-процессы, сокращая дистанцию между производителем и потребителем. Авторы приводят ряд неоспоримых доводов в пользу повсеместного использования инструментов цифрового маркетинга, раскрывают их сущность, а также дают свои прогнозы их развитию в 2021–2022 годах.
Ключевые слова: цифровой маркетинг, инновации, современные технологии, маркетинговые инструменты, продвижение, ключевые показатели эффективности

 


 

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Системный подход к внедрению энергосберегающих технологий на промышленных предприятиях
Кошелев А. С., ассистент кафедры «Производственный менеджмент»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Статья посвящена анализу системного повышения уровня энергоэффективности промышленных предприятий посредством внедрения энергоэффективных технологий. Автором проведен анализ определений термина «энергосберегающая технология». На основании рассмотренных дефиниций автором сформировано собственное определение термина «энергоэффективная технология», обосновывающее важность применения системного подхода к практическому внедрению технологий на предприятиях. Разработана и описана собственная классификация энергоэффективных технологий по отдельным классификационным признакам.
Ключевые слова: промышленность, энергосбережение, повышение энергоэффективности, энергоемкость, технологии, энергоэффективные технологии, методология, энергетический аудит, возобновляемые источники энергии

 

Современное состояние и перспективы энергосбережения в мире
Латыпов Э. Р., ассистент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Статья посвящена анализу современного состояния и перспектив энергосбережения в мире. Автором проводится анализ потребления мировых энергоресурсов и их использования. В статье приведены актуальные данные, позволяющие оценить перспективы энергосбережения.
Ключевые слова: энергоресурсы, энергосбережение, энергоэффективность, топливно-энергетические ресурсы, энергопотребление, конкурентоспособность

 


 

ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Анализ итогов Четвертого всероссийского экономического диктанта (часть 2)
Голов Р. С., доктор экономич. наук, профессор, зав. кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В статье рассматриваются итоги Четвертого всероссийского экономического диктанта, который проводится ежегодно с целью определения и повышения уровня экономической грамотности России. Проведен сравнительный анализ показателей количественного и качественного состава участников и результатов диктанта в 2019 г. и 2020 г. Отмечается важный практический результат проведения акции и необходимость ее дальнейшего развития.
Ключевые слова: Всероссийский экономический диктант, респондент, категория участников, распределение результатов, экономическая грамотность населения, экономическая активность населения

 

Сверхиндустриальная цивилизация и образование
Еропкин А. М., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Зубеева Е. В., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Мезина Н. А., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В статье на основе признаков сверхиндустриальной цивилизации, приходящей на смену постиндустриальному обществу, рассмотрены требования к человеческому капиталу в современной экономики. Особое внимание уделено человеческому капиталу высокотехнологичных отраслей промышленности. В свою очередь, это требует изменения подхода к системе образования, готовящей кадры для этих отраслей. Акцент в статье сделан на подготовку экономического и управленческого персонала путем усиления объектовой направленности этого образования. В качестве базового инструмента такого образования рассмотрена интегрированная образовательная система.
Ключевые слова: программа подготовки кадров для предприятий высокотехнологичных отраслей, интегрированная система обучения, сверхиндустриальная цивилизация