Номер 3/2022

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Оптимизация системы коммуникаций как способ минимизации отдельных недостатков иерархической структуры управления промышленным предприятием
Уланов Д. В., старший преподаватель кафедры Управления военных представительств МО РФ Военного учебного центра Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
В современных экономических условиях вопросы повышения эффективности деятельности организации не теряют актуальности. Иерархическая организационная структура управления предприятием, получившая наибольшее распространение в промышленности, наряду с ключевыми преимуществами, такими как единоначалие, согласованность действий работников, простота контроля и управления, имеет ряд существенных недостатков, одним из которых является сложность коммуникаций между сотрудниками организации, приводящая к увеличению времени выполнения распоряжений и задач. Руководители промышленных предприятий ежедневно сталкиваются с задачей эффективного использования ограниченных временны́х ресурсов для достижения тактических и стратегических целей компании. В статье рассмотрена концепция внедрения эффективной системы коммуникаций между сотрудниками организации как способ минимизации недостатков иерархической структуры управления промышленным предприятием.
Ключевые слова: коммуникации, промышленность, предприятие, управление, иерархическая структура, время

Потенциал развития промышленной инфраструктуры России
Костыгова Л. А., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В статье рассмотрено понятие инфраструктуры, определены основные потенциальные направления ее развития в промышленности. Отмечена важность роста инвестиций в инфраструктуру. На примере добывающих отраслей охарактеризованы задачи развития промышленной инфраструктуры на юго-восточном направлении. Установлено, что реализация потенциала промышленной инфраструктуры позволит значительно увеличить возможности скоростного развития промышленности России, что является крайне необходимым в современных условиях.
Ключевые слова: необходимость развития инфраструктуры промышленности, инвестиции в инфраструктуру, направления развития инфраструктуры промышленности

Реализация стратегии импортозамещения через развитие машиностроения
Ползунова Н. Н., доктор экономич. наук, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг» Владимирской государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир

Аннотация: В современных условиях в России запускается масштабный процесс импортозамещения. Важнейшая роль в реализации стратегии импортозамещения отводится промышленности, особенно машиностроению. В статье проводится анализ импортозависимости российской экономики. В частности, утверждается, что не во всех сферах экономики импортозависимость вызвана отставанием, в некоторых из них причинами импортозависимости являются проблемы управленческого характера. В статье предложены варианты организации процесса импортозамещения и направления его стимулирования. Акцентировано внимание на вовлечении в процесс импортозамещения малых и средних промышленных предприятий. Представленные результаты исследования дополняют другие исследования по вопросам реализации стратегии импортозамещения.
Ключевые слова: импортозамещение, машиностроение, импортозависимость, промышленность, стратегия

Электронный макет авиационной техники в среде информационной инфраструктуры
Мезина Н. А., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Статья посвящена особенностям проектирования высокотехнологичной продукции с помощью электронного макета изделия. На примере авиационной техники рассматриваются отличительные черты, потенциальные возможности и ключевые этапы реализации такого макета. В связи с тем что разработка электронного макета изделия и управление им должны осуществляться в единой среде информационной инфраструктуры как для разработчиков, так и для изготовителей, делается акцент на целесообразности применения специализированных компьютерных программных средств и единых электронных процедур, поддерживаемых автоматизированной системой управления данными об изделии.
Ключевые слова: проектирование высокотехнологичной продукции, электронный макет изделия, среда информационной инфраструктуры

Методические основы оценки влияния цифровой трансформации участников экосистемы авиакосмического комплекса на повышение качества изделий и бизнес-процессов
Валиева З. Г., аспирантка кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Развивая тему цифровизации высокотехнологичных отраслей промышленности России, автор предлагает методический подход к выявлению и оценке возможностей аэрокосмической сферы в области повышения качества изделий.
Особенностью аэрокосмической сферы является предельная важность качества – надежности, предсказуемости, повторяемости параметров – каждого выпускаемого готового изделия, что важно как для обеспечения условий безопасного функционирования и экономической эффективности соответствующих промышленных корпораций, так и для достижения высших интересов государства.
В связи с этим в статье рассмотрены вопросы выявления и оценки потенциала цифровой трансформации экосистемы авиакосмического комплекса во взаимосвязи с качеством изделий и бизнес-процессов.

Ключевые слова: цифровая экономика, качество продукции, потенциал цифровой трансформации экосистемы авиакосмического комплекса


ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Технологические партнерства и инновационные кластеры в авиакосмической отрасли
Крицын А. А., заместитель директора Департамента стратегического развития и проектной деятельности
Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ), Москва
Ступин Р. С., аспирант ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва

Аннотация: В статье рассмотрены основные принципы и инструменты технологической кооперации и кластеризации экономики авиакосмической промышленности. Авторская разработка моделей управления основана на формировании принципов непрерывного образования и интеграции проектно-технологической модели обучения в систему подготовки специалистов авиационной и ракетно-космической промышленности. В исследовании приводится гипотеза о том, что гибкие модели управления, привлечение технологических партнеров и формирование системы управления знаниями в авиакосмической отрасли позволят существенно повысить эффективность и устойчивость отраслевого развития. Работа основана на результатах исследования «Цифровая трансформация государственного управления: теории, подходы, методы и технологии» международной лаборатории цифровой трансформации в государственном управлении НИУ ВШЭ.
Ключевые слова: цифровое государственное управление, датацентричное государственное управление, цифровая трансформация, управление на основе данных, авиационная промышленность, ракетно-космическая промышленность, инновационные кластеры, технологические партнерства, проектный менеджмент


МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА

Разработка и реализация стратегии интернет-маркетинга на рынке промышленных потребителей
Землянская Н. Б., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Казакова Н. В., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются вопросы применения инструментов и технологий интернет-маркетинга в ситуации, когда главными потребителями товаров и услуг являются промышленные предприятия. Основной акцент делается на анализе проблем и возможностей онлайн-среды, которые необходимо брать во внимание маркетологам при разработке маркетинговых стратегий в промышленном секторе для удержания и расширения новых рыночных позиций.

Ключевые слова: инструменты интернет-маркетинга, промышленные потребители, цифровые площадки, окупаемость вложений, вовлеченность целевой аудитории


ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Интеграция технологий автоматизации энергетического менеджмента в единую киберфизическую систему высокотехнологичного предприятия (Часть 2)
Голов Р. С., доктор экономич. наук, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Важнейшим направлением в рамках системного повышения энергоэффективности высокотехнологичного предприятия выступает построение систем энергетического менеджмента, включающих в себя взаимосвязанный комплекс энергосберегающих технологий и мероприятий, охватывающих все его технологические подсистемы и процессы. Построение подобной системы представляет собой сложный и многоэтапный процесс, в основе которого лежит интеграция технологий автоматизации энергоменеджмента в единую киберфизическую систему предприятия. Настоящее исследование посвящено выработке сценариев подобной интеграции с учетом технологической специфики процессов управления энергоэффективностью и основных типов автоматизированных подсистем общей системы энергетического менеджмента.

Ключевые слова: энергосбережение, энергетический менеджмент, высокотехнологичное предприятие, киберфизическая система, автоматизация, цифровые технологии


ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Тенденции формирования концепции «Университет 3.0»
Зубеева Е. В., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Бузинова Л. С., старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Лаврова Л. А., старший преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Согласно концепции «Университет 3.0» эволюция высшего учебного заведения должна идти по пути развития производственной инфраструктуры и увеличения внебюджетных поступлений, помимо этого вуз должен расширять рынок труда для своих выпускников и студентов. Придерживаясь в выполнении данной задачи модели тройной спирали, университет сталкивается с такой основной задачей, как систематизация взаимодействия с остальными участниками модели. Кроме того, концепция «Университет 3.0» подразумевает расширение спектра предоставляемых услуг, в том числе более широкое профилирование образовательной деятельности. В качестве одного из способов такого расширения в статье рассматривается внедрение технологий мобильного образования и, в частности, микрообучения. Вызванная существенным расширением спектра социальных функций университета необходимость повышения имиджа рассмотрена с точки зрения развития трех выделенных основных направлений – общественного, отраслевого и внутреннего.
Ключевые слова: Университет 3.0, технологическая революция, национальная программа, цифровизация, тройная спираль, мобильное образование, микрообучение, имидж