ИНТЕРВЬЮ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА c профессором Арзыбеком Орозбековичем Кожошевым.

ИНТЕРВЬЮ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Сегодня у нас в гостях член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии, заслуженный экономист Кыргызской Республики, д.э.н., профессор Арзыбек Орозбекович Кожошев.


PDF version
05-24-1

Наша справка:
Арзыбек Орозбекович Кожошев родился 25 июня 1968 г. в г. Ош Киргизской ССР. С отличием окончил Ошский государственный и Кыргызский государственный университеты. Трудовую деятельность начал в 1996 г. в Министерстве финансов Кыргызской Республики. С 2007-го по 2015 г. работал заместителем министра финансов Кыргызской Республики. В 2011 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. В 2015 г. был избран депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. С 2015-го по 2017 г. занимал посты министра экономики Кыргызской Республики, заместителя председателя Совета Российско-Кыргызского фонда развития. В 2017 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук. С 2017-го по 2019 г. работал в должности советника директора Национального института стратегических исследований Кыргызской Республики. С 2019-го по 2021 г. – председатель Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком Кыргызской Республики. С 2021-го по 2022 г. работал в должности первого заместителя председателя Кабинета министров Кыргызской Республики. С 2022 г. по настоящее время – член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии. А.О. Кожошев является автором более 70 научных публикаций в национальных и зарубежных изданиях, а также четырех монографий и двух учебников для вузов. Имеет звания почетного профессора Кыргызского экономического университета, Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики, Кыргызского государственного национального университета и Бишкекского государственного университета. С 2024 г. член Вольного экономического общества России.
В 2009–2016 гг. являлся президентом Федерации греко-римской борьбы Кыргызской Республики. Удостоен ряда государственных наград, в числе которых: медаль «За вклад в развитие Евразийского экономического союза», орден «Достык» II степени Республики Казахстан, медаль Министерства энергетики Российской Федерации и др.

05-24-4


Роман Голов: Приветствую Вас, Арзыбек Орозбекович! Евразийская экономическая комиссия сегодня – ключевой наднациональный интеграционный орган, регулирующий процессы экономического развития государств – участников Евразийского экономического союза. Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях ее работы и тех задачах, которые она решает.

Арзыбек Кожошев: Здравствуйте, Роман Сергеевич. В настоящее время в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) представлены пять стран: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. ЕЭК – наднациональный орган управления, руководствующийся непосредственно интересами всех участников евразийской экономической интеграции в целом. Комиссия не принимает решений в интересах какого-либо отдельного национального правительства, все решения ЕЭК принимаются консенсусом и обязательны для выполнения в странах – участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в мае 2014 г., основными целями ЕАЭС являются создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. Следуя этим целям, ЕЭК в своей работе придерживается принципов обеспечения взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов наших стран, экономической обоснованности принимаемых решений, открытости, гласности и объективности.
Основными направлениями работы ЕЭК являются таможенное регулирование, торговля и установление торговых режимов в отношении третьих сторон, макроэкономическая и финансовая политика, конкурентная, промышленная и агропромышленная политика, а также энергетическая политика, транспорт, трудовая миграция и функционирование внутренних рынков. ЕЭК решает задачи обеспечения условий функционирования и развития ЕАЭС, а также вырабатывает предложения в сфере экономической интеграции в рамках объединения по ранее обозначенным направлениям. В рамках основных направлений и задач за 10 лет в ЕАЭС достигнуты результаты, которые оказывают позитивное влияние на экономики наших стран.


Р. Г.: В качестве министра ЕЭК Вы курируете развитие энергетики и инфраструктуры государств – участников ЕАЭС. Какие проекты реализуются в настоящее время в области энергетики?

А. К.: Энергетика является одним из значимых направлений, и на сегодня важнейшим проектом в сфере энергетики ЕАЭС является формирование общих рынков энергетических ресурсов, а именно электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов, которые должны быть запущены в ближайшие годы.
В целом мы рассчитываем, что интеграция рынков энергоресурсов позволит эффективнее использовать потенциал энергетической отрасли каждого из государств-членов, а также обеспечит устойчивый доступ всех жителей к экономически оптимальным источникам энергообеспечения, формирование общих рынков должно создать предпосылки для энергетической безопасности всех государств ЕАЭС. В ближайшей перспективе нам предстоит завершить согласование проектов международных договоров, в которых найдут отражение принципиальные вопросы функционирования общих рынков энергоресурсов.
Запуск общих рынков в свою очередь позволит проводить гибкую экономическую политику, создать возможность хозяйствующим субъектам работать самостоятельно, заключая как свободные или прямые договоры, так и биржевые сделки на недискриминационных условиях, реализуя принцип приоритетного обеспечения потребностей государств-членов в энергоресурсах, и в итоге повысить доступность энергоресурсов с целью стабилизации цен на них.
Среди реализуемых на евразийском пространстве проектов в первую очередь нужно отметить завершение строительства нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума России по маршруту Тенгиз – Новороссийск. Летом минувшего года подписаны два документа – контракт на экспорт в Узбекистан российского газа и договор на его транспортировку по казахстанской территории, в соответствии с которыми в ближайшие два года Россия поставит порядка 3 млрд кубометров газа.
Также Россия, Казахстан, Иран и Туркмения создали дорожную карту развития международного транспортного энергетического коридора «Север – Юг», реализация которой поможет увеличить мощность коридора с 10 до 15 млн т к 2027 г., его общая протяженность от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи в Индии составляет 7200 км. Ввод в эксплуатацию энергетического коридора позволит обеспечить параллельную синхронную работу энергосистем четырех стран с мощностью перетоков до 1200 МВт, а также даст Армении возможность выйти на общий рынок электроэнергии ЕАЭС. Основным эффектом от осуществления проекта станет повышение надежности и безопасности электроэнергетической системы Армении, а также уровня конкурентоспособности экономики страны.
В Беларуси в 2008 г. принято решение о строительстве собственной атомной электростанции. Оба энергоблока станции введены в промышленную эксплуатацию, и эффект от использования «мирного атома» уже ощутим. Общая мощность двух энергоблоков – 2400 МВт электроэнергии. Основной партнер Беларуси в данном проекте – российская компания «Атомстройэкспорт».
Также в Кыргызстане реализуется перспективный и целесообразный для оптимального освоения гидроэнергетических ресурсов проект строительства Камбаратинской ГЭС-1. На сегодня в рамках реализации проекта утвержден план мероприятий по сооружению объектов подготовительного периода с проведением проектно-изыскательских работ. Разработка финансовой стратегии для изучения вариантов финансирования проекта строительства Камбаратинской ГЭС-1 ведется совместно со Всемирным банком. При этом учитывается возможность участия в его реализации соседних стран – Узбекистана и Казахстана. В июне 2024 г. правительствами Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана подписано трехстороннее соглашение о создании совместной компании для строительства гидроэлектростанции. После реализации проекта, стоимость которого оценивается в пять-шесть миллиардов долларов, акции и активы станции перейдут в собственность Кыргызстана.


Р. Г. Арзыбек Орозбекович, как Вы уже сказали, одним из масштабных проектов, реализуемых под эгидой ЕЭК, является формирование общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Расскажите, пожалуйста, какие задачи в рамках данного проекта уже удалось решить и что еще предстоит сделать.

А. К.: Да, действительно, это очень масштабный проект. Пять лет назад подписан основополагающий документ, подтвердивший намерения глав государств создать на евразийском пространстве общий электроэнергетический рынок. Речь идет о Протоколе о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированном всеми государствами – членами ЕАЭС и вступившем в силу 5 апреля 2022 г. Одновременно с разработкой этого документа ЕЭК совместно с экспертами уже велась подготовка правил функционирования рынка электроэнергии. К настоящему времени Евразийский межправительственный совет утвердил четыре документа, в которых установлены механизмы доступа участников рынка к услугам по межгосударственной передаче электроэнергии, принципы определения и распределения пропускной способности на межгосударственных сечениях, а также правила взаимной торговли электрической энергией.
Недавно, 1 октября текущего года, Евразийским межправительственным советом завершено формирование правил функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Это был завершающий документ в комплекте правил функционирования общего рынка электроэнергии, принятие которых предусмотрено Договором о ЕАЭС. Указанные правила регламентируют информационное взаимодействие субъектов рынка, уполномоченных органов государств – членов ЕАЭС в сфере энергетики и ЕЭК, определяют состав информации, подлежащей раскрытию в рамках функционирования рынка. Документ также создает правовую основу для использования национальных электронных цифровых подписей в электронном документообороте на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС.
Кроме того, существенным шагом к организации централизованной торговли электрической энергией стало определение в 2022 и 2023 гг. торговых площадок. Так, для торговли по срочным контрактам на поставку электроэнергии можно будет выбирать между такими биржами, как ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», АО «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности» и АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа», это обеспечит экономическую гибкость участников.
В качестве оператора централизованной торговли на сутки вперед определено российское АО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии». Необходимо отметить, что биржи, имея многолетний опыт в организации торгов в рамках своих стран, уже приступили к модернизации собственных технологических основ и программного обеспечения для того, чтобы на покупку и продажу электроэнергии могли подавать заявки участники из разных стран – партнеров по евразийской интеграции.
Хотелось бы отметить, что на сегодня наши силы сосредоточены на разработке, пожалуй, самых детальных документов – проекта договора о присоединении к общему электроэнергетическому рынку и соответствующих регламентов. В отличие от уже утвержденных правил, носящих скорее стратегический, программный характер, это по своей сути акты «последней инстанции». Их цель – всесторонне, исчерпывающе и обстоятельно отразить организационно-экономический механизм нашего общего рынка, объяснить, как он будет работать, чтобы каждый мог понять свои права и обязанности.
При этом с запуском рынка процесс формирования его нормативной основы не завершится. Правила – живой «организм», и с целью развития более эффективных механизмов торговли в них могут быть внесены изменения. Объемы же взаимных поставок электрической энергии в рамках рынка покажут «узкие» места, пропускная способность сечений в которых будет недостаточной для полноценной торговли. В этой связи через год работы рынка мы уже планируем разработку предложений по развитию сетей.


Р. Г.: Говоря об энергетике, следует вспомнить и о таком глобальном направлении ее развития, как четвертый энергопереход. Как Вы оцениваете текущий уровень готовности к совершению данного энергоперехода государств – участников ЕАЭС? Какие барьеры существуют на этом пути, и есть ли у нас инструменты для их преодоления?

А. К.: Как известно, начиная примерно с 2017 г. мир вступил в период четвертого энергетического перехода – то есть перехода к устойчивой энергетике за счет более широкого использования возобновляемых источников энергии и их интеграции в сферу повседневной жизни. Это было вызвано тем, что мировое сообщество оказалось перед серьезным вызовом, связанным, с одной стороны, с необходимостью обеспечить растущее население Земли доступной энергией, а с другой – с потребностью сократить выбросы парниковых газов для сдерживания роста глобальной температуры.
Начало этому процессу, как Вы знаете, было в значительной степени положено заключением в 2015 г. Парижского соглашения, так называемого «климатического», ратифицированного 186 странами и Европейским союзом и предусматривающего ограничение производства ископаемых видов топлива. Введенные ограничения должны привести к сокращению выбросов, чтобы смягчить климатические изменения и минимизировать наносимый ущерб.
Первоначально был зафиксирован рост амбиций ведущих индустриальных стран по сокращению эмиссий парниковых газов. Однако не все пошло так гладко, существует ряд серьезных факторов, которые оказывают тормозящее воздействие на этот процесс. Среди этих факторов я бы выделил следующие:
– глобальная экономическая неопределенность в последние годы по-прежнему остается высокой, что сдерживает экономический рост, увеличивает риск экономической стагнации и высокого уровня инфляции. Кроме того, недавние геополитические события усугубили проблемы, связанные с ростом цен на энергоносители, что негативно воздействовало на потребительский спрос и привело к замедлению промышленного роста;
– процесс энергетического перехода неизбежно должен повлечь за собой значительные изменения для энергетической системы, которые связаны с новой комбинацией используемых ресурсов, изменениями в структуре системы, ее масштабах, а также потребностью формирования новой энергетической политики;
– высокий уровень так называемого «энергетического неравенства». Разрыв между развитыми и развивающимися странами в удельном потреблении энергии на человека остается высоким, несмотря на некоторое сокращение в последние годы;
– достижение углеродной нейтральности потребует колоссальных инвестиций в энергетическую отрасль в объеме, в несколько раз превышающем размер инвестиций последних лет. Необходимость обеспечить возврат этих инвестиций приведет к росту стоимости энергии для потребителей.
Относительно ЕАЭС всем хорошо известно, что союз в целом обеспечен всеми видами ископаемого топлива, однако наша задача не сводится только к их эффективному использованию. Бюджетные поступления от экспорта энергоресурсов неизбежно будут снижаться. Трансформация энергетики и снижение бюджетных поступлений от экспорта ведут к уменьшению вклада нефтегазового сектора, являющегося важнейшей составляющей экономики государств – членов ЕАЭС. Но именно топливно-энергетический комплекс и происходящие в нем преобразования могут дать нашим государствам новый импульс для развития и роста ВВП за счет реализации огромного потенциала энергосбережения и создания дополнительного спроса на промышленную продукцию для модернизации топливно-энергетического комплекса. Здесь нужна решительная экономическая и энергетическая политика адаптации стран к энергопереходу.
Мы готовы заниматься этим. Несмотря на то что государства – члены ЕАЭС обеспечивают свои текущие потребности в энергоресурсах главным образом за счет традиционных источников энергии, они также прорабатывают вопросы расширения использования возобновляемых источников энергии, или ВИЭ, в своих энергобалансах, создают новые технологии и оборудование. Мы уделяем внимание работе над вопросами климатической повестки. Нам необходимо найти пути решения проблем, связанных с сокращением выбросов парниковых газов и сопутствующих экологических проблем. Здесь есть некоторые подвижки: и в России, и в Казахстане уже заработали рынки сертификатов «зеленой» электроэнергии.
Во всех странах ЕАЭС в большей или меньшей степени запущен процесс наращивания мощностей по производству ВИЭ, по итогам 2023 г. доля ВИЭ без учета гидро- и атомных электростанций в энергобалансе Армении составляла около 11,9 %, в Беларуси – 2,9 %, в Казахстане – 3,7 %, Кыргызстане – 0,01 %, в России – 1,0 %. Соответственно, вносятся актуальные изменения в законодательство.
Сейчас на евразийском пространстве активно растет потребление электроэнергии. Считаю, что этот прирост должен обеспечиваться в первую очередь за счет новых источников энергии, принципиально новых технологических решений.


Р. Г.: Арзыбек Орозбекович, ключевую роль в развитии единого евразийского экономического пространства играет транспортная инфраструктура. Расскажите, пожалуйста, о тех проектах, которые реализуются в данной сфере.

А. К.: Эффективно функционирующее транспортно-логистическое пространство является одной из приоритетных задач интеграционной повестки ЕАЭС и национальных стратегий государств – членов ЕАЭС. В вопросах развития национальных экономик стран ЕАЭС и создания благоприятных условий для укрепления торгово-экономических связей с партнерами в рамках союза и за его пределами важную роль играют уровень развития транспортной инфраструктуры ЕАЭС и ее интеграция в международную транспортную сеть.
В рамках ЕАЭС на уровне наших премьер-министров одобрен перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных транспортных проектов. В настоящее время перечень включает 11 проектов, семь из них – это проекты строительства или реконструкции автомобильных дорог международного значения, четыре – железнодорожные проекты. Приоритетные проекты направлены на развитие общего транспортно-логистического пространства ЕАЭС и международных транспортных коридоров в направлениях север – юг и восток – запад. Реализация инфраструктурных проектов позволит раскрыть транспортный потенциал ЕАЭС в целом и будет способствовать увеличению взаимных и транзитных перевозок грузов и обеспечению бесперебойных поставок.


Р. Г.: Какое влияние на развитие транспортной инфраструктуры ЕАЭС оказало глобальное изменение логистических цепочек, наблюдающееся сегодня в свете актуальных геополитических событий?

А. К.: Действительно, в последние годы на евразийском пространстве произошло глобальное изменение направлений грузопотоков. В свете текущих геополитических событий грузопотоки разворачиваются в сторону Азии – на восток и на юг. Глобальное изменение логистических цепочек изменило картину традиционных международных транспортных коридоров, участниками которых являются страны ЕАЭС, и стало катализатором создания и развития новых транспортных путей. И в этом контексте государства – члены ЕАЭС совместно с ЕЭК прикладывают совместные усилия в вопросах развития транспортно-логистической инфраструктуры, международных транспортных коридоров.
В последние годы резко увеличилась нагрузка на железнодорожную инфраструктуру в направлении КНР с использованием провозных возможностей Казахстана и сети Восточного полигона Российской Федерации. Новое прочтение получили традиционные международные транспортные коридоры, проходящие по территориям наших стран, такие как «Север – Юг», «Европа – Западный Китай», Транскаспийский международный транспортный маршрут, а также, несомненно, китайская транспортная инициатива «Один пояс – один путь».

Р. Г.: Как Вы оцениваете текущий потенциал экономического сотрудничества России и Кыргызской Республики? Какие наиболее значимые направления данного сотрудничества Вы могли бы назвать?

А. К.: Наиболее значимыми направлениями сотрудничества с Россией, как мы видим, являются взаимная торговля, экономическое, гуманитарное сотрудничество. В целом взаимоотношения с Россией имеют для Кыргызстана стратегическое значение как в рамках двустороннего формата, так и по линии интеграционных объединений. При вступлении в ЕАЭС со стороны России как основного экономического игрока в союзе Кыргызстан получил средства в размере 200 млн долл. США для оснащения таможенных постов и ветеринарных, фитосанитарных, санитарных и других лабораторий.
В целях модернизации и развития экономики и эффективного использования возможностей, обусловленных участием в евразийской экономической интеграции, был создан Кыргызско-Российский фонд с уставным капиталом в размере 500 млн долл. США. В последние годы Кыргызско-Российский фонд развития является одним из основных и эффективных финансовых институтов для поддержки и развития экономики. На развитие транспортной отрасли и логистики фондом выделены кредитные средства в сумме 44,4 млн долл. США.
Среди проектов можно выделить проект реконструкции международного аэропорта «Иссык-Куль» в с. Тамчы, подразумевающий создание комфортных условий для туристов не только ближнего, но и дальнего зарубежья, сокращение времени их перемещения, а также создания условий для развития круглогодичного туризма, что позволяет увеличить приток пассажиров в Кыргызстан.
По линии Евразийского фонда стабилизации и развития уже утверждены и реализуются проекты в области транспортной инфраструктуры, в частности реконструкция участка дороги Бишкек – Ош, на 60 млн долл. США.
Как отметил президент России Владимир Путин во время официального визита в Кыргызскую Республику в 2023 г., Россия является одним из ведущих торгово-экономических партнеров Кыргызстана: в 2022 г. товарооборот между странами увеличился на 37 % до рекордных 3,5 млрд долл. США, а в первом полугодии 2023 г. прибавил еще 17,9 %. По его словам, Россия – крупнейший инвестор в экономику Кыргызстана: доля инвестиций составляет 36 %. Кроме того, в Кыргызстане работают 800 предприятий с российским участием. Развиваются и межрегиональные связи: более 80 регионов России взаимодействуют с семью областями Кыргызстана. В рамках X Российско-Кыргызской межрегиональной конференции в октябре 2023 г. были подписаны более 20 документов о реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики Кыргызстана.
Благодаря предпринимаемым мерам в рамках ЕАЭС мы можем наблюдать рост взаимной торговли между Кыргызстаном и Россией, Россия остается одним из ведущих торгово-экономических партнеров Кыргызстана с долей во внешней торговле республики около 19 % за 2023 г. В 2023 г. объем взаимной торговли составил 2930,7 млн долл. США.
Как вы уже знаете, с вступлением Кыргызстана в ЕАЭС значительно изменились условия пребывания и осуществления трудовой деятельности гражданами Кыргызской Республики в Российской Федерации. После вступления в организацию стали возможными въезд и выезд из стран ЕАЭС по внутренним паспортам, регистрация в течение 30 дней со дня въезда в страну, работа без патента, срочное заключение трудового договора, поиск работы через платформу «Работа без границ», подоходный налог 13 % с первого дня трудоустройства, появилась возможность самозанятости, стала доступна медицинская страховка, трудящиеся имеют право получать такую же пенсию, как и граждане стран ЕАЭС.


Р. Г.: В 2017 г. Вы защитили докторскую диссертацию по экономическим наукам и посвятили несколько лет преподаванию в Кыргызском экономическом университете им. М. Рыскулбекова в качестве профессора. Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути в мире науки и сфере Ваших научных интересов.

А. К.: Интерес к науке у меня появился еще в студенчестве – во времена обучения в вузе, после окончания которого я целенаправленно поступил в аспирантуру Национальной академии наук Кыргызской Республики. Думаю, у нас были замечательные преподаватели, которые смогли увлечь нас наукой, а в те годы, замечу, мало кто из студентов всерьез связывал свою судьбу с научной работой. Вместе с тем я понимал, что наука – это сложное направление и необходимо заниматься ею долгие годы, прежде чем придут результаты, будут достижения.
Уже в 1999 г. я утвердил тему кандидатской работы «Финансовые механизмы местного самоуправления в Кыргызской Республике», которую защитил только в 2011 г. С докторской степенью было быстрее: я закончил докторантуру и защитил диссертацию в 2017 г. по близкой и довольно глубоко изученной мною теме бюджетных регулирований в Кыргызской Республике.
Наука увлекает с головой: еще в молодости я привил себе потребность выделять отдельное время для науки; к примеру, по субботам либо в иные выходные дни специально приходил на работу, чтобы ознакомиться с новыми публикациями в своей сфере, углубиться в текущие изменения, поработать над своими научными трудами. В эти часы я был свободен от семейных хлопот или служебных обязанностей, то есть был целиком поглощен чтением и работой с материалами. Думаю, подобный подход помог подготовить более 70 научных публикаций, четыре монографии и два учебника для вузов, такие как «Совершенствование системы управления местным бюджетом», «Регулирование бюджетных отношений Кыргызской Республики», «Развитие угольной промышленности Кыргызской Республики», «Основы аудита» и «Модернизация бюджетно-налоговой политики Кыргызской Республики».
Непосредственно преподавательскую деятельность начал с 1999 г. Преподавал по нескольким дисциплинам: «Межбюджетные отношения», «Бюджеты местного самоуправления», «Финансовое право», «Бюджетное регулирование в Кыргызстане» и «Государственный долг». С молодежью всегда интересно выстраивать коммуникации, будь то лекция либо практические занятия: у них живой ум, и они своими вопросами могут привести к довольно интересным ситуациям, даже подтолкнуть к пересмотру своих взглядов на некоторые моменты.


Р. Г.: Наравне с достижениями в политической и научной деятельности, Вы также являетесь мастером спорта по греко-римской борьбе и возглавили Федерацию греко-римской борьбы Кыргызской Республики. Какие ценные уроки Вы вынесли для себя из полученного спортивного опыта, и какое влияние этот опыт оказал на Ваш дальнейший путь?

А. К.: Спорт имеет важное значение для меня, если не ключевое. Именно через спорт мне удалось выработать характер, занятия спортом заложили во мне прочный фундамент упорства, целеустремленности и закаливания характера. Классической греко-римской борьбой начал заниматься еще с пятого класса, уже в восьмом классе выполнил нормативы для получения звания кандидата в мастера спорта. Участвовал во многих турнирах в масштабах республики и Советского Союза, побеждал на спартакиаде школьников республики, несколько раз выигрывал чемпионат республики.
После окончания школы я учился в Саратове, можно сказать, что упорное занятие спортом дало свои результаты: я стал чемпионом Саратовской области, следующим спортивным достижением было второе место на первенстве России в 1987 г., где я получил звание мастера спорта СССР.
Завершающее выступление я провел в 1991 г.: выиграл первенство республики среди студентов. До сих пор не бросаю спорт, стараюсь поддерживать себя в тонусе, спорт – это ведь еще и оптимальное здоровье. Да и свой вид спорта поддерживаю, с 2008 г. являюсь президентом Федерации греко-римской борьбы Кыргызской Республики.
Одним из последних увлечений в спорте для меня стал спринтерский бег на дистанцию 100 метров, где я три раза становился чемпионом спартакиады среди государственных служащих с 2013-го по 2015 г., здесь, в ЕЭК, уже два раза побеждаю в своей возрастной категории на этой дистанции. Думаю, спорт – это полезное хобби для всех, он дарит здоровое упрямство, которое поддерживает и заставляет развиваться и делать невозможное.

05-24-6


Р. Г.: Благодарю Вас за интервью.