УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Современное состояние и перспективы развития российской авиастроительной отрасли
Землянская Н. Б., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Казакова Н. В., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Аннотация:
Настоящая статья содержит анализ российского рынка авиастроения на современном этапе в условиях импортозамещения. В частности, исследуются значение создания «Объединенной авиастроительной корпорации», роль государственной поддержки, приводятся ключевые показатели авиастроительной отрасли. Кроме этого, подводятся итоги влияния пандемии на функционирование отрасли, выявляются проблемы отечественной авиационной промышленности в условиях санкционного давления, а также рассматриваются перспективы развития отрасли.
Ключевые слова: Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), «Сухой Суперджет 100», SWOT-анализ, государственная поддержка, импортозамещение, антисанкционные меры
Экономика и управление в цифровом машиностроении
Денисов И. А., бакалавр
Башкирский институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)», г. Мелеуз, Республика Башкортостан
Соловьёва Е. А., кандидат технич. наук, доцент кафедры «Пищевые технологии и промышленная инженерия»
Башкирский институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)», г. Мелеуз, Республика Башкортостан
Аннотация:
Новым этапом эволюции машиностроения является цифровизация. Цифровизация в России развивается в соответствии с принятыми федеральными актами, проводятся аудиты цифрового уровня машиностроительного профиля как наиболее распространенной формы производства. Данный тренд в наше время анализируют многовекторно. С учетом цифровизации проводится множество исследований производственных предприятий, обширно охватывающих все аспекты их деятельности. Это делается для формирования планов преобразований исходя из необходимости подтягивать к требуемому уровню автоматизации наиболее слабые звенья производственной системы, что статистически верно, но при внимательном рассмотрении часто ошибочно. Другой путь предлагается на основе цифровых двойников и цифровых подходов, в большинстве своем далеких от заводских практических задач.
Ключевые слова: цифровизация производства, машиностроение, цифровое производство, цифровая трансформация, экономика, проекты, эффективность
Основные аспекты управления цифровизацией предприятий машиностроения
Ступин Р. С., аспирант1, руководитель проекта2
1 — ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
2 — АО «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» Королёв, Московская обл.
Аннотация:
В статье рассмотрены основные аспекты, тренды и подходы к цифровизации предприятий машиностроительной отрасли. Освещаются важнейшие инициативы государственного управления в сфере цифровизации предприятий машиностроения. В качестве предиктивного условия эффективной цифровизации основных, управленческих и поддерживающих процессов на предприятиях машиностроительного комплекса рассматривается проведение мероприятий по оценке цифровой зрелости и готовности производства к внедрению цифровых технологий. Исследуются основные подходы и методики оценки цифровой зрелости производственных единиц; предложены базовые показатели для тестирования цифровой зрелости производственных процессов. На основе изученных классификаций дан прогноз развития предприятий промышленности с точки зрения внедрения цифровых технологий в стратегической перспективе.
Ключевые слова: цифровизация промышленности, цифровизация машиностроения, цифровая трансформация, сквозные цифровые технологий, датацентричное управление, датацентричное правительство, цифровая трансформация государственного управления
Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие в машиностроении: отчетность, оценка деятельности
Костыгова Л. А., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Аннотация:
Концепции корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития получили широкое распространение как за рубежом, так и среди российских компаний. Реализация данного подхода машиностроительными предприятиями повышает уровень ответственности и открытости перерабатывающего комплекса. В результате проведенного исследования изучена отчетность, рассмотрены методы и результаты оценки деятельности предприятий машиностроительного комплекса, предложены направления совершенствования их деятельности в этой области.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО); устойчивое развитие компаний перерабатывающего, сырьевого, секторов и сферы услуг; реализация целей устойчивого развития ООН; индексы и рейтинги КСО и устойчивого развития машиностроительных компаний
МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА
Маркетинговый анализ рынка машиностроительной продукции: виды, этапы, методы
Силакова В. В., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Управление бизнесом и сервисные технологи» Международного института управления и бизнеса
ФГБОУ ВО «Росбиотех», Москва
Павловский А. С., аспирант кафедры «Управление бизнесом и сервисные технологи»
Международного института управления и бизнеса ФГБОУ ВО «Росбиотех», Москва
Аннотация:
В статье рассмотрена и проанализирована роль маркетингового анализа на рынке машиностроительной продукции. Определены аспекты, которые необходимо рассмотреть при анализе рынка машиностроительной продукции, а именно: виды, этапы и методы. Продемонстрирован график динамики производства по видам экономической деятельности. Проведена сравнительная характеристика машиностроительного рынка и рынка потребительских товаров, названы основные виды рынка промышленности и его особенности. Наглядно представлены этапы маркетингового анализа в виде схемы, подробно рассмотрен каждый из них: определение целей и задач исследования, сбор данных, анализ данных, интерпретация результатов, формулирование выводов и рекомендаций и реализация рекомендаций. Выявлены основные направления маркетингового анализа (оперативный анализ и стратегический анализ), которые могут помочь предприятиям получить достоверную и актуальную информацию о рынке и конкурентах. Изучены применяемые на практике методы маркетингового анализа, а именно: статистические, эвристические, математические, матричные, гибридные, методы моделирования рисков и процессов.
Ключевые слова: маркетинговый анализ, маркетинговые исследования, рынок машиностроительной продукции, этапы и методы маркетингового анализа, виды рынка машиностроения
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
Системный подход к энергосбережению на промышленных предприятиях с использованием специализированных программно-аппаратных комплексов
Мещерякова Т. С., кандидат экономич. наук, доцент кафедры менеджмента и инноваций
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, Москва
Аннотация:
Статья посвящена определению базовых аспектов системного подхода к энергосбережению на предприятиях, обеспечивающего реализацию потенциала повышения их энергоэффективности. Современные возможности применения информационных систем способны обеспечить комплексный подход к устойчивому развитию энергосистем предприятия. В статье приводится содержательная характеристика примеров реализации системного подхода к энергосбережению на предприятии на основе специализированных программно-аппаратных комплексов, применяемых в предметной области исследований, а именно автоматизированной системы коммерческого учета энергоресурсов и системы диспетчерского контроля и управления. Рассматривается архитектура данных комплексов, выделяются их атрибутивные и функциональные признаки, способствующие эффективному управлению энергосистемами промышленного предприятия.
Ключевые слова: энергосбережение, промышленное предприятие, системный подход, цифровые технологии, цифровая трансформация, автоматизация
ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
Анализ динамики активности общества в сфере оценки экономической грамотности
Голов Р. С., доктор экономич. наук, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Аннотация:
Аналитическое исследование посвящено анализу динамики участия широких слоев общества в оценке собственной экономической грамотности и компетентности в рамках ежегодной общероссийской образовательной акции «Всероссийский экономический диктант». В статье обосновывается актуальность повышения экономической грамотности с точки зрения повышения уровня личного благосостояния граждан. Исследуется динамика количественного прироста аудитории «Всероссийского экономического диктанта», а также расширение его российской и международной географии за период 2017–2022 гг. Анализируются динамика изменения числа региональных площадок, а также практические аспекты разработки заданий для экономического диктанта в 2022 г.
Ключевые слова: экономическая грамотность, экономическая компетентность, образовательная акция, Всероссийский экономический диктант, респондент, социологические критерии
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Влияние экономических показателей на потребительское поведение при реализации национальных проектов
Васильев А. Ю., аспирант факультета экономики и бизнеса
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Аннотация:
В статье рассмотрены экономические показатели, влияющие на поведение потребителей в условиях реализации национальных проектов. Вопросы развития мировой экономики затрагивают общественные движения или научные течения, имеющие отношение к проблеме экономического роста. Реализация национальных проектов напрямую связана с оценкой экономических показателей и должна осуществляться с учетом национальных целей развития страны. Экономические показатели определяют ответственное потребление отдельных групп населения.
Ключевые слова: демографическая ситуация, национальные проекты, окружающая среда, ответственное потребление, поведение потребителей, экономические показатели, экономический рост
Концептуальные основы оценки цифровой зрелости высокотехнологичных промышленных предприятий в условиях четвертой промышленной революции
Дорохов В. В., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Аннотация:
Статья содержит результаты авторского исследования в области оценки цифровой зрелости высокотехнологичных промышленных предприятий. Обосновывается важность проведения оценки цифровой зрелости в качестве одного из подготовительных мероприятий, предшествующих цифровой трансформации предприятия. Разрабатывается структура матрицы оценки цифровой зрелости предприятия. Использование данной матрицы предполагает проведение оценки уровня цифровой зрелости основных функциональных областей деятельности предприятия по пяти направлениям цифровизации. В рамках практической реализации самой процедуры оценки автором предлагается применение метода экспертных оценок. Рассматриваются основные этапы работы экспертов при проведении процедуры оценки цифровой зрелости.
Ключевые слова: четвертая промышленная революция, индустрия 4.0, цифровая трансформация, высокотехнологичное предприятие, цифровая зрелость, оценка цифровой зрелости, матрица, экспертные оценки