Номер 6/2023

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Перспективы формирования интегрированных систем на высокотехнологичных промышленных предприятиях в условиях Индустрии 4.0
Филатов В. В., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Коммерция и сервис»
РГУ им. А. Н. Косыгина, Москва

Аннотация:
Статья посвящена исследованию перспектив и прикладных аспектов формирования интегрированных систем на высокотехнологичных промышленных предприятиях. В качестве интегрированной системы, обеспечивающей интеграцию комплекса цифровых технологий Индустрии 4.0, рассматривается киберфизическая система. Формулируются принципы, соблюдение которых позволяет достичь высокого уровня эффективности создаваемой киберфизической системы. В качестве отдельного вопроса рассматривается подготовка кадров, обладающих необходимыми цифровыми компетенциями, требуемыми для внедрения и эксплуатации киберфизической системы.
Ключевые слова: высокотехнологичное промышленное предприятие, Индустрия 4.0, четвертая промышленная революция, цифровизация, цифровая трансформация, цифровые технологии, киберфизическая система, интеллектуальная автоматизация, искусственный интеллект, промышленный интернет вещей, подготовка кадров

Индикаторный подход при проектировании кластерной структуры
Комина Н. В., старший преподаватель кафедры «Инженерная экономика»
Белорусский национальный технический университет, Минск, Республика Беларусь

Аннотация:
В статье определена роль основополагающих факторов, влияющих на создание отдельной устойчивой кластерной структуры. При выборе экономических субъектов в проектируемый кластер предлагается использовать не абсолютные показатели, а относительные индикаторы, что существенно упростит задачу отбора его участников.
При индикаторном подходе отпадает необходимость учитывать все факторы и коэффициенты, влияющие на качество управления организацией, если мы оцениваем не абсолютные значения определенных параметров, а тенденции их изменений. Достаточно выявить только один или несколько показателей, связанных с качеством управления, чтобы по их динамике судить об общем изменении уровня менеджмента в компании.
Ключевые слова: кластер, проектирование структуры кластера, индикаторный подход

Оценка зрелости процессов машиностроительных предприятий
Ерлыгина Е. Г., канд. экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг»
Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир

Аннотация:
Любая организационная деятельность нуждается в способе измерения успеха. Одним из инструментов оценки эффективности деятельности машиностроительных предприятий является использование модели процессной зрелости. Модель зрелости процессов делит зрелость процессов на уровни, от самого высокого до самого низкого, и описывает характеристики каждого уровня. Предприятия обладают высокой зрелостью процессов, если процессы хорошо разработаны, автоматизированы и взяты под контроль. Используя модель, предприятия машиностроения могут понять свой текущий уровень зрелости и предпринять шаги по его улучшению. Оценка зрелости процессов позволяет принимать менеджерам взвешенные управленческие решения для достижения целей развития бизнеса, согласованности и стимулирования непрерывного совершенствования.
Ключевые слова: машиностроительные предприятия, эффективность, бизнес-процессы, зрелость процессов, непрерывное совершенствование


ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Перспективы применения технологии 3D-печати на высокотехнологичных промышленных предприятиях в условиях Индустрии 4.0
Нигматов Р. Р., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Статья посвящена исследованию технологии аддитивного производства (3D-печати), выступающего как одно из важных направлений Индустрии 4.0. Автором проведен анализ понятия и сущности Индустрии 4.0, а также определены основные цифровые технологии, активно развивающиеся в ее русле и используемые при проведении цифровой трансформации современных высокотехнологичных предприятий. Отдельное внимание уделено анализу существующих дефиниций термина «аддитивное производство», предлагаемых российскими учеными. Рассмотрены существующие примеры применения 3D-печати на практике. Проанализированы такие технологии 3D-печати, как селективное лазерное спекание (SLS), прямое лазерное спекание металлов (DMLS), моделирование методом послойного наплавления (FDM), лазерная стереолитография (SLA). В заключительной части исследования автором рассмотрены производители 3D-принтеров.
Ключевые слова: Индустрия 4.0, аддитивное производство, 3D-печать, 3D-принтер, селективное лазерное спекание (SLS), прямое лазерное спекание металлов (DMLS), моделирование методом послойного наплавления (FDM), лазерная стереолитография (SLA)

Устойчивое развитие, технологический суверенитет и повышение инновационного потенциала промышленности
Сырцов Д. Н., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Управление инновационными проектами и цифровой трансформацией»
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва
Колош А. В., магистрант Высшей школы корпоративного управления
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва

Аннотация:
В статье рассматриваются основные теоретико-научные аспекты устойчивого развития предприятия, определяется ключевая роль инноваций для укрепления технологического суверенитета страны. Технологический суверенитет невозможен без устойчивого развития, которое определяется факторами внешней и внутренней среды компании, стабильностью ее финансового положения и адекватного ресурсного обеспечения. В новых реалиях устойчивое развитие и укрепление технологического суверенитета взаимосвязаны. Одновременно система управления должна обеспечивать максимально эффективное использование имеющихся ресурсов для закрепления баланса между целями хозяйствующего субъекта, результатами и последствиями его функционирования. Показано, что в управленческой практике передовых зарубежных компаний в качестве одного из инструментов стратегии развития на микроуровне активно внедряется бенчмаркинг. Авторы анализируют опыт успешного применения бенчмаркинга в России и за рубежом. Показано, что этот инструмент сумел доказать свою высокую эффективность на предприятиях развитых стран. Одновременно его применение в России до сих пор остается весьма ограниченным, хотя использование бенчмаркинга в условиях санкционного давления может стать действенным средством ускорения внедрения инноваций и укрепления технологического суверенитета. Разработаны рекомендации по использованию этого инструмента в целях обеспечения устойчивого развития промышленного предприятия и технологического суверенитета.
Ключевые слова: бенчмаркинг, устойчивое развитие, технологический суверенитет, конкуренция, инновации, предпринимательство в России


ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

К вопросу об энергосбережении на высокотехнологичных промышленных предприятиях
Ермолаев К. А., кандидат экономич. наук, доцент кафедры инноваций и инвестиций
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань

Аннотация:
Авторское исследование посвящено анализу перспектив и подходов к реализации энергосбережения на высокотехнологичных промышленных предприятиях в условиях энергоперехода 4.0. В статье рассматривается концепция «3Д», включающая три основных направления развития энергоперехода 4.0: декарбонизацию, децентрализацию и диджитализацию. Выделяются отдельные элементы Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, учитывающие эти направления. Определяется связь энергоперехода 4.0 с концепцией устойчивого развития и энергосбережением. Рассматриваются основные цифровые технологии, которые могут быть использованы в рамках системного подхода к энергосбережению на высокотехнологичных промышленных предприятиях.
Ключевые слова: высокотехнологичное промышленное предприятие, энергосбережение, повышение энергоэффективности, энергопереход 4.0, декарбонизация, децентрализация, диджитализация, цифровые технологии


МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА

Ключевые направления применения технологии искусственного интеллекта в цифровом маркетинге на промышленных предприятиях
Баклунов М. В., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Сорокина Е. А., студент
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Статья посвящена исследованию ключевых направлений применения технологии искусственного интеллекта в рамках цифрового маркетинга, реализуемого на современных промышленных предприятиях. Автором анализируются определения термина «цифровой маркетинг», предлагаемые рядом российских ученых. Рассматриваются некоторые направления использования технологии искусственного интеллекта в маркетинговой деятельности предприятий, включая его применение для прогнозирования спроса на их продукцию, управления взаимоотношениями с клиентами, а также управления репутацией бренда.
Ключевые слова: промышленность, промышленное предприятие, цифровой маркетинг, четвертая промышленная революция, цифровые технологии, искусственный интеллект, прогнозирование спроса на продукцию, управление взаимоотношениями с клиентами, управление репутацией бренда

Маркетинговые решения по повышению эффективности деятельности научно-производственного предприятия
Землянская Н. Б., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Казакова Н. В., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Настоящая статья рассматривает реализацию последовательности шагов, представляющих маркетинговую сферу, с целью повышения эффективности работы научно-производственного предприятия. А именно: сегментацию потребителей; анализ целевой аудитории; анализ ассортиментного портфеля предприятия; применение инструментов комплекса маркетинга-микса для более полного удовлетворения нужд потребителей и определения вектора развития предприятия. Важно заметить, что представленные в статье маркетинговые инструменты и их анализ могут успешно применяться в бизнесе любого типа.
Ключевые слова: научно-технические и инновационные решения, рынок В2В, сегментация потребителей, АВС-анализ ассортиментного портфеля, матрица БКГ, маркетинг-микс 7Р


ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Анализ социологических показателей при проведении оценки экономической грамотности в России
Голов Р. С., доктор экономич. наук, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Исследование посвящено сравнительному анализу структуры аудитории общероссийских образовательных акций «Всероссийский экономический диктант» 2023 и 2022 гг. Анализ осуществлялся по ряду характеризующих ее распределение социологических показателей и позволил определить те изменения, которые отражают динамику активности участников акции, заинтересованных в оценке собственной экономической грамотности. В рамках исследования использовались такие показатели, как пол участников, их возраст, уровень образования, сфера деятельности и отношение к экономике.
Ключевые слова: всероссийский экономический диктант, экономическая грамотность населения, экономическая компетентность, социологические показатели, аудитория диктанта


АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сбалансированность в трудах К. Маркса
Смирнов В. Г., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
В статье описаны подходы к изучению К. Марксом производственных отношений как с экономической, так и с философской и политической точек зрения, их анализ и способы достижения сбалансированности.
Ключевые слова: производственные отношения, закон соответствия (баланса) характера производственных отношений уровню развития производительных сил, выраженное через труд «справедливое равенство», факторы разбалансированности

Цифровая трансформация промышленного потенциала как фактор безопасности региона
Суходоев Д. В., кандидат экономич. наук, профессор кафедры «Экономика и экономическая безопасность» Учебно-научного комплекса противодействия экономическим и налоговым преступлениям1, доцент кафедры «Мировая экономика и таможенное дело»2
1 — Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород
2 — Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород
Шох М. А., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность» Учебно-научного комплекса противодействия экономическим и налоговым преступлениям
Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород

Аннотация:
В статье раскрыты особенности функционирования промышленного потенциала как вида экономической деятельности в системе безопасности региона. Авторы предлагают модель системы производственной безопасности в регионе. Систематизированы факторы производственной безопасности при внедрении цифровой трансформации в промышленный потенциал региона. Исследованы направления трансформации и цифровые инструменты управления производственным потенциалом. Проанализированы статистические данные промышленного потенциала области. Предложен коэффициент влияния производительности труда IT-специалистов на промышленных предприятиях на объем их производства.
Ключевые слова: промышленный потенциал, факторы безопасности региона, цифровая трансформация, модель производственной безопасности региона

Текущее состояние, проблемы и перспективы развития российского машиностроения
Леонтьев Д. В., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация:
Статья посвящена исследованию текущего состояния развития отечественного машиностроения. Автором анализируются актуальные показатели машиностроительного комплекса в Российской Федерации. Выделяются основные проблемы данной промышленной отрасли в разрезе современной экономической и политической обстановки. Приводится официальная статистика учета износа основных фондов как одной из наиболее существенных проблем современного машиностроения. Анализируются перспективные пути развития данной отрасли при внедрении технологичных решений в производственные процессы.
Ключевые слова: машиностроение, машиностроительный комплекс, Индустрия 5.0, текущее состояние отрасли, международный рынок, износ основных фондов