УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Технологические аспекты проектного взаимодействия участников кластера
Анисимов К. В., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Аннотация:
Исследуются технологические аспекты реализации кластерных проектов. Анализируется роль кластеров в современной российской экономике в условиях качественно новых вызовов. Обосновывается ключевая роль кластерного подхода к системному экономическому развитию промышленных предприятий, который позволит обеспечить технологический суверенитет и импортонезависимость российской экономики. Особое внимание уделяется проектному взаимодействию участников кластера, которое становится ключевым направлением их сотрудничества. Рассматриваются характерные особенности кластерных проектов. Приводится краткое описание специализированных программных пакетов для коллаборативного управления кластерными проектами, которые позволяют сформировать совместно используемое участниками кластера цифровое пространство для решения широкого ряда проектных задач.
Ключевые слова: промышленность, промышленное предприятие, кластер, кластерный проект, цифровые технологии, коллаборативное управление проектом, программное обеспечение
Основные положения проектного подхода в Госкорпорации «Роскосмос». Часть 2
Корсаков С. В., аспирант1, действующий космонавт-испытатель Отряда космонавтов2
1 — Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
2 — Госкорпорация «Роскосмос», Москва
Смирнов В. Г., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Аннотация:
В статье описаны процесс реализации проектов, способы решения проблем для обеспечения стабильного экономического положения ГК «Роскосмос», реализация связи стратегического и проектного управления, специфика управления проектами в ракетно-космической промышленности, модель проектного подхода.
Ключевые слова: реализация проектов, способы решения проблем, стратегическое и проектное управление, специфика управления проектами в РКП, модель проектного подхода
Перспективы применения цифровых платформ для обеспечения взаимодействия промышленных предприятий в составе кластеров
Ползунова Н. Н., доктор экономич. наук, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг»
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир
Аннотация:
В статье рассматриваются перспективы применения цифровых платформ в контексте цифровой трансформации кластеров. Обосновываются актуальность и значимость внедрения цифровых технологий для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий. Рассматриваются существующие в экономической науке взгляды на сущность и особенности цифровой трансформации, а также на цифровые платформы как ее важную составляющую. В статье также анализируются примеры успешных цифровых платформ, таких как Ozon и Wildberries в секторе электронной коммерции, СБЕР и Т-Банк в банковском секторе, ZIIOT Platform Oil&Gas в нефтегазовой отрасли. Особое внимание уделяется роли цифровых платформ как ключевого элемента цифровой трансформации кластеров, обеспечивающего взаимодействие их промышленных участников и способствующего оптимизации их производственных процессов. В качестве примера цифровой платформы, функционирующей в кластере, автор рассматривает платформу «i.moscow», действующую на базе Московского инновационного кластера. В рамках данного кластера платформа успешно используется для поддержки малого и среднего предпринимательства, координации взаимодействия участников кластера и формирования необходимой инфраструктуры.
Ключевые слова: цифровая трансформация, промышленный кластер, цифровая платформа, цифровая экосистема, Московский инновационный кластер
Система сбалансированных показателей промышленного предприятия с вершины пирамиды бизнеса в эпоху цифровизации и санкций
Вартанян А. А., кандидат физ.-мат. наук, доктор экономич. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Аннотация:
Система сбалансированных показателей (ССП), предложенная Д. Нортоном и Р. Капланом, которая позволяет идентифицировать экономическое состояние промышленного предприятия, может дать его потребителям максимально объективную и полную информацию для принятия обоснованных бизнес-решений на быстро меняющемся рынке, если классическую ССП помимо традиционных показателей по четырем перспективам (финансам, сотрудникам, клиентам и внутренним бизнес-процессам) дополнить показателями по перспективам всех экономических ресурсов (материальных, людских, финансовых и информационных), внешних бизнес-процессов, выпускаемой продукции и других потребителей (партнеров, инвесторов, конкурентов, СМИ и т.д.). Для этого можно использовать пирамиду бизнеса, из которой можно получить информацию о миссии предприятия, выпускаемой продукции, ресурсах (их логических, опытных и брендовых составляющих) и производственно-сбытовой деятельности.
Совершенствование ИТ-архитектуры и комплексной информационной системы (КИС) управления промышленным предприятием необходимо осуществлять согласно изменяющемуся ви́дению будущего мира и его миссии в эпоху кризисов и всеобщей цифровизации с учетом предпочтений акционеров и других потребителей, динамики доступных экономических ресурсов, целевых бизнес-архитектуры и стратегии предприятия. К определяющим факторам, вызывающим изменения, можно отнести факторы внешней и внутренней сред, включая новые информационные системы, повышающие качество управления, выпускаемой продукции и производительность труда.
Совершенствование КИС управления и ИТ-архитектуры можно осуществить в соответствии с бизнес-требованиями предприятия и его потребителей за счет:
– адаптации существующих КИС управления, бизнес- и ИТ-архитектуры к их целевым значениям;
– разработки и внедрения эффективных КИС управления, бизнес- и ИТ-архитектуры на основе различных инноваций и новаций;
– оптимизации КИС управления, бизнес- и ИТ-архитектуры в рамках выбранной математической модели внешней среды и предприятия для достижения экстремумов целевых функций в рамках миссии.
Выбор конкретного варианта совершенствования КИС необходимо проводить с учетом оценки возможного эффекта от затрат ресурсов и времени на его реализацию, которые определяются перед началом его проектирования и внедрения.
Ключевые слова: система сбалансированных показателей, комплексная информационная система управления предприятием, цифровая трансформация, совершенствование ИТ-архитектуры предприятия
ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Менеджмент устойчивого развития инновационно-активных предприятий в современных условиях цифровой трансформации
Пронин А. Ю., кандидат технич. наук, доцент кафедры «Менеджмент»
МИРЭА – Российский технологический университет, Москва
Аннотация:
Рассмотрены современные особенности функционирования предприятий в условиях цифровой трансформации. Целью исследования является разработка организационного механизма устойчивого развития инновационно-активных предприятий в условиях цифровизации. В процессе исследования автором проведен анализ отечественных и зарубежных литературных источников и обзоров по вопросам управления развитием предприятий в условиях цифровизации. Теоретико-методологической основой исследования являются методы сравнительного и категориального анализа, систематизации, обобщения и принятия решений. В результате проведенных исследований автором предложены структура механизма менеджмента устойчивого развития инновационно-активных предприятий в условиях цифровой трансформации, а также меры государственной поддержки развития инноваций.
Ключевые слова: менеджмент, управление, цифровая трансформация, цифровизация, производство, инновация, инновационно-активное предприятие, инновационная деятельность, организационно-экономический механизм, высокотехнологичная компания
Практические аспекты использования технологии больших данных при проведении цифровой трансформации промышленных предприятий в рамках кластеров
Малышев Е. А., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Инновационная экономика»
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург
Аннотация:
Настоящая статья посвящена исследованию практических аспектов использования технологии больших данных в рамках цифровой трансформации промышленных предприятий, функционирующих в кластерах. Автором определяются преимущества кластерного подхода к развитию промышленных предприятий в контексте Четвертой промышленной революции. В качестве одной из важных технологий, используемых для цифровой трансформации предприятий, выделяется технология больших данных. Автором анализируются существующие в российской науке подходы к определению понятия и сущности больших данных. Рассматриваются основные направления применения данной технологии функционирующими в кластерах промышленными предприятиями. Приводятся конкретные примеры реализации технологии на российских предприятиях, входящих в состав кластерных образований.
Ключевые слова: промышленный кластер, цифровая трансформация, цифровые технологии, Индустрия 4.0, большие данные, предиктивная аналитика
МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА
Специфика продвижения высокотехнологичной продукции в условиях цифровизации
Солодова А. Д., аспирант1,старший преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Аннотация:
В существующих рыночных условиях возрастает значение установления долгосрочных отношений производителей и потребителей высокотехнологичной продукции. При этом непосредственно возникает проблема эффективности использования потенциала маркетингового инструментария в связи с активным внедрением цифрового компонента во все сферы жизни. В частности, применение искусственного интеллекта в бизнес-процессах как инструмента цифрового маркетинга охватывает широкий спектр задач, начиная от сегментации целевой аудитории и персонализации предложений до автоматизации обслуживания клиентов и анализа больших данных для прогнозирования поведения потребителей.
Целью автора данной статьи является исследование особенностей продвижения высокотехнологичной продукции в условиях цифровизации и внедрения искусственного интеллекта в маркетинговые процессы высокотехнологичных компаний.
Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, продвижение высокотехнологичной продукции, цифровизация, искусственный интеллект
Анализ применения цифровых технологий для организации сбыта продукции: современная практика и ключевые тенденции
Леонтьев Д. В., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Аннотация:
Автором исследуются практические аспекты применения цифровых технологий в рамках деятельности по сбыту продукции, анализируются современные тенденции и конкретные технологии. Рассматриваются отдельные научные теории, оказывающие влияние на развитие цифровизации. Описываются успешные примеры омниканальных стратегий, использования больших данных и искусственного интеллекта, а также влияние на сбыт продукции социальных сетей и онлайн-платформ. Приводится сравнительный анализ традиционных и цифровых методов сбыта.
Ключевые слова: цифровизация, стратегия сбыта, маркетинг, омниканальные стратегии, большие данные, искусственный интеллект, социальные сети, онлайн-платформы, поведение потребителей, риски цифровизации, конкурентоспособность, эффективность, внедрение цифровых технологий
Применение инструментов маркетинга для повышения сбыта продукции промышленного предприятия
Нигматов Р. Р., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Аннотация:
В статье рассматриваются практические инструменты современного маркетинга в промышленности на примере АО «НПП «Алмаз». Исследование включает анализ текущей рыночной ситуации на ключевом для предприятия рынке и структуры его продуктового портфеля, а также факторов, влияющих на выбор им продуктовой, ценовой, дистрибуционной и коммуникационной стратегий. Приводятся отдельные инструменты маркетинга, применение которых будет способствовать повышению конкурентоспособности АО «НПП «Алмаз». Сформулированы рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Ключевые слова: маркетинг, промышленность, сбыт продукции, продуктовая стратегия, ценовая стратегия, дистрибуционная стратегия, коммуникационная стратегия, конкурентоспособность, анализ рынка, цифровой маркетинг, внутренняя среда предприятия
ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в российских вузах
Тихонов Г. В., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Экономическая теория и прикладная экономика»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Латыпов Э. Р., ассистент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Аннотация:
В статье представлен примерный перечень объектов интеллектуальной собственности, показана роль высших учебных заведений в реализации человеческого капитала вуза и его технологий, результатов интеллектуальной деятельности вузов в контексте их коммерциализации. Также проанализирован процесс цифровизации в сфере общественной жизни. Предложенный материал обеспечит полноту реализации результатов интеллектуальной деятельности на рынке, оптимальность принятия решения по способу коммерциализации, позволит утвердить стратегические задачи развития инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновация, технологии, результаты интеллектуальной деятельности, вузы, коммерциализация, цифровое право
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
К вопросу об оценке цифровой зрелости промышленных предприятий в составе кластерных образований
Шинкевич А. И., доктор экономич. наук, доктор технич. наук, заведующий кафедрой «Логистика и управление»
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Аннотация:
В настоящей статье рассматриваются подходы и модели оценки цифровой зрелости промышленных предприятий, являющихся участниками кластеров. Определяется актуальность цифровой трансформации как одного из направлений технологического развития российской промышленности. Анализируются современные научные исследования, посвященные кластерному подходу в промышленности. Проводится анализ понятий и сущности такого аспекта цифровой трансформации, как оценка цифровой зрелости. Рассматриваются отдельные подходы и модели оценки цифровой зрелости предприятий.
Ключевые слова: промышленность, цифровая трансформация, цифровые технологии, промышленный кластер, цифровая зрелость, индекс цифровизации