УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Научно-практические основы развития аутсорсинга в современной экономике
Голов Р.С., доктор экономич. наук, профессор, директор Института менеджмента, экономики и социальных технологий
Московский авиационный институт (национального исследовательского университета, г. Москва
Агарков А.П., доктор экономич. наук, профессор, проректор по региональному развитию
Московский финансово-экономический институт, г. Москва
Пушкарева М.Б., кандидат экономич. наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой «Энергетический сервис и управление энергосбережением»
Московский авиационный институт (национального исследовательского университета, г. Москва
Мыльник А.В., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением»
Московский авиационный институт (национального исследовательского университета, г. Москва
Аннотация: Статья посвящена исследованию сущности и особенностей развития в условиях современной промышленности такого направления как аутсорсинг. Будучи нацеленным на обеспечение предприятий высококачественными услугами и продуктами, аутсорсинг способен решать широкий спектр инфраструктурных задач, позволяя предприятию экономить существенные объемы финансовых ресурсов за счет избавления от необходимости самостоятельной организации подразделений для их решения. В рамках исследования авторами рассматриваются основные этапы развития аутсорсинга от начала ХХ в. и до настоящего времени.
Ключевые слова: аутсорсинг, промышленное предприятие, организация производства, субконтрактные отношения, бизнес-процессы
Методические подходы к формированию и управлению ассортиментом
Артемьева О.А., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Международный туризм, гостиничный бизнес и социальный менеджмент»
Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow
Аннотация: В статье рассмотрены основные правила категорийного менеджмента, определены основные его этапы. Выделено отличие категорийного менеджмента от других технологий, а также указана задача данной технологии. Представлены основные виды продукции, согласно категорийному менеджменту, и приведены основные методы анализа формирования ассортимента продукции. Отмечено, что категорийный менеджмент ответственен за весь путь движения товаров, входящих в определенную товарную категорию. Сделан вывод, что ассортимент формируется под воздействием таких факторов, как спрос, рентабельность и производственная база предприятия.
Ключевые слова: внутреннее управление, ассортиментная политика, решение, цена, категорийный менеджмент, потребитель, товарная категория, ассортимент, оценка эффективности
ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Гармонизация эколого-экономических показателей на рынках продукции высоких технологий
Метечко Л.Б., кандидат экономич. наук, доцент, зам. заведующего кафедрой «Экология и безопасность жизнедеятельности», ИНЖЭКИН МАИ
Сорокин А.Е., кандидат экономич. наук, доцент, заведующий кафедрой «Экология и безопасность жизнедеятельности», ИНЖЭКИН МАИ
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва
Аннотация: В статье проведен анализ пассионарного влияния кластера экологии на развитие различных инновационных проектов наукоемких направлений экономики. Выявлены особенности развития кластера экологии и влияние, которое он оказывает на остальные направления инноватики, с которыми находится в тесной взаимосвязи. Определены основные тенденции и характерные способы повышения эффективности на первичном и вторичном рынках высокотехнологичной и наукоемкой продукции. На основе математических моделей первичного и вторичного рынков наукоемких отраслей экономики были сформулированы выводы о использовании ужесточения экологических нормативов с целью повышения спроса и оптимальной прибыли для дорогостоящей высокотехнологичной продукции. Приведен наиболее яркий пример такого взаимодействия и взаимовлияния регулярного повышения экологических требований на получение оптимальной прибыли и развитие в области авиационного двигателестроения. Полученные выводы о гармонизации эколого-экономических показателей в отношении тенденций развития кластеров инноватики можно рассмотривать как характерные тенденции развития высокотехнологических направлений в промышленности.
Ключевые слова: кластеры инновационных проектов, аэрокосмическая индустрия, окружающая среда, экологические нормативы, рынок наукоемкой и высокотехнологичной продукции, вторичный рынок, гармонизация эколого-экономические показатели
Продвижение открытых инноваций на отраслевой рынок: проблемы и перспективы
Балова С.Л., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Маркетинг и логистика»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: Современные концепции маркетинга обусовливает необходимость инновационной активности предприятий России, а также увеличение инновационного потенциала и конкурентоспособности страны на мировых рынках наукоемкой продукции и интеллектуальных услуг. В статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с распространением в мировой практике концепции «открытые инновации», проанализирована экономическая природа и сущность моделей открытых и закрытых инноваций и выявлены особенности инструментов продвижения инновационного продукта на отраслевые рынки, обозначены основные проблемы и пути их решения.
Ключевые слова: модели «открытые инновации», модели «закрытые инновации», трансфер технологий, система продвижения, конкурсы идей, кейсы, презентация, выставка, обучение, тестирование, продакт плейсмент
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
Энергетический маркетинг: некоторые аспекты в условиях экономической неопределенности
Солдатова Н.Ф., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Маркетинг и логистика»
Финансовый университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: Автор рассматривает основные направления маркетинговой деятельности, характерные для энергетического сектора страны, в условиях экономической неопределенности. Состояние энергосектора России, обусловленное экономическими факторами, воздействующими на народное хозяйство страны, в целом определяют стратегию маркетинга энергетических компаний. Рассмотрены особенности и специфика энергомаркетинга компаний, производящих, передающих, продающих и обслуживающих энергетику. В статье обозначены особенности оптового и розничного рынка электроэнергии, в основе которых лежит специфичность такого продукта, как электроэнергия. Автор затронул вопрос о перспективах развития энергомаркетинга в новых экономических реалиях.
Ключевые слова: энергетический сектор народного хозяйства, энергопотребление и энергосбережение, энергомаркетинг, энергоресурсы
Развитие энергосберегающих технологий в промышленности: современное состояние и перспективы
Ртищев А.В., кандидат экономич. наук, начальник контрольно-ревизионного отдела работы в отраслях ТЭК Минэнерго РФ
Министерство энергетики Российской Федерации, г. Москва
Русин В.Н., кандидат технич. наук, доцент департамента «Менеджмент»
Финансовый университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: Показаны направления энергосбережения для промышленности и предприятий. Даны примеры применения сбережения для ряда предприятий, включая машиностроительные. Обоснованы ограничения в развитии альтернативной энергетики и дана классификация альтернативных видов топлива. В качестве применения новых инновационных подходов в машиностроении указано аддитивное производство. Приведены показатели и этапы внедрения политики оценки эффективности энергосбережения на газодобывающем предприятии.
Ключевые слова: энергосбережение, предприятие, направления, отрасли, показатели, оценка эффективности, ограничение, энергетика
МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА
Теоретические основы формирования кластерной маркетинговой системы в контексте построения научно-промышленных кластеров
Прокофьев Д.А., аспирант кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Аннотация: Основной темой исследования выступает разработка научных основ интегрированной кластерной маркетинговой системы, которая, согласно замыслу автора, должна объединить весь комплекс инструментов и методов маркетинга, систематизированных по функциям управления маркетинговой деятельностью кластера. В соответствии с этим практические инструменты и методы маркетинга распределяются в рамках системы в соответствии с распределением между аналитической функцией, функцией планирования, производственно-сбытовой функцией и функциями контроля и регулирования.
Ключевые слова: научно-промышленный кластер, маркетинг, кластерная маркетинговая система, маркетинговые исследования, конкурентный бенчмаркинг, маркетинговая стратегия, маркетинговые коммуникации
Роль выставочной деятельности в решении коммерческих задач предприятий
Стыцюк Р.Ю., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Международный туризм, гостиничный бизнес и социальный менеджмент»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: В статье рассмотрены основные параметры выставочной деятельности, ее влияние на развитие промышленных предприятий; представлено содержание критериев, положенных в основу классификации выставок; исследованы критерии, определяющие уровень и качество организации и проведения выставок; обоснована роль выставочной деятельности при решении целого ряда важных задач для промышленных предприятий; охарактеризованы межотраслевые выставки, являющиеся развитой формой универсальных, представляющих предлагаемые товары или услуги нескольких, обычно родственных, отраслей; выявлена роль современной выставочной деятельности в рыночной экономике.
Ключевые слова: продвижение, выставочная деятельность, коммуникации, партнеры, классификация, качество, критерии, информация, технологии, экономический эффект, промышленность, масс-медиа
Управление HR-брендом промышленной организации в системе ее стратегического управления
Рязанцева М.В., кандидат технич. наук, доцент кафедры «Управление персоналом и психология»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Субочева А.О., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Управление персоналом и психология»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: Одним из направлений маркетинговой деятельности промышленной организации является создание благоприятного образа и репутации организации-работодателя (HR-брендинг). Управление HR-брендом является одним из элементов используемых промышленными организациями персонал-технологий. В статье показано, что данная деятельность представляет интеграцию технологий маркетинга и технологий управления персоналом. На основе анализа российского и зарубежного опыта обобщены ключевые элементы управления HR-брендом. На примере ОАО РЖД показано, что управление HR-брендом является важнейшим элементом системы стратегического управления организацией, которое позволяет повысить удовлетворенность персонала, решить проблему дефицита кадров, улучшить корпоративный имидж.
Ключевые слова: управление HR-брендом, стратегия, персонал, стратегия управления персоналом, маркетинг персонала, имидж организации
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Актуальные вопросы импортозамещения: организационный и правовой аспект
Агарков А.П., доктор экономич. наук, профессор, проректор по региональному развитию
Московский финансово-экономический институт, г. Москва
Геренрот Б.А., доцент кафедры «Экология и право»
Московский институт государственного и корпоративного управления, г. Москва
Ерохина Е.А., старший преподаватель кафедры «Экономика»
Московский институт государственного и корпоративного управления, г. Москва
Аннотация: В статье обсуждаются и исследуются некоторые важные проблемы импортозамещения: сложности текущей ситуации; драйверы (движущая сила) отечественной экономики; правовой и организационный инструментарий, обеспечивающий и гарантирующий успех; особая важность государственной поддержки замещения импорта на отечественные разработки.
Ключевые слова: импорт, замещение, законодательство, параллельный импорт, партнёрство, драйверы (движущая сила), государственная поддержка, отечественная экономика, правовой инструментарий
Направления повышения качества послепродажного обслуживания продукции военного назначения
Еремин М.Ю., аспирант кафедры «Финансовый менеджмент», главный специалист ПАО «Компания »Сухой»»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва
Саркисян А.С., доктор экономических наук, профессор каф едры «Финансовый менеджмент»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва
Аннотация: В настоящей статье рассмотрен вопрос увеличения показателя боеготовности самолетов военного назначения, ранее поставленных иностранным государствам. С целью снижения накладных расходов показаны пути направления в реформировании системы послепродажного обслуживания, описан метод сокращения административных издержек и снижения сроков поставки запчастей. Основной целью развития сервисного обслуживания ставится не получение дополнительной прибыли, а повышение конкурентоспособности самолетов отечественного производства на мировом рынке вооружения.
Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, послепродажное обслуживание, авиационная промышленность, цепь поставок, авиационная техника
ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
О собенности зарубежного и отечественного опыта формирования компетенций менеджеров в современных вузах
Стыцюк Р.Ю., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Международный туризм, гостиничный бизнес и социальный менеджмент»
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Розанова Т.П., доктор экономич. наук, профессор заместитель первого проректора по учебной и методической работе
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: В статье приведены результаты исследований особенностей зарубежного и отечественного опыта формирования компетенций менеджеров в современных вузах. Дано определение менеджера высшего звена как создателя интеллектуальных и новых потребительских ценностей. Отмечено, что для подготовки менеджеров высшего звена традиционное понимание профессионального образования явно не достаточно и является тормозом на пути формирования инновационного стиля мышления. Сделан вывод, что изменение технологии обучения в российских вузах требует серьезной методической работы по разработке элементов и составных частей самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: программа подготовки, компетенции, менеджмент, учебные планы, международные стандарты, технологии обучения, качество, учебный процесс, эффективность