Номер 4/2021

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Совершенствование технологий на предприятиях промышленности в современных условиях
Тихонов Г. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В статье рассмотрены перспективы модернизации в России, развития инновационной инфраструктуры, эффективной выработки стратегии, совершенствования технологий на предприятиях промышленности. Значительное место отводится возможным подходам к улучшению финансовой поддержки и помощи в промышленном секторе. Также анализируются барьеры, препятствующие эффективной работе предприятий, рассматриваются основные цели модернизации и предпосылки дальнейшего усовершенствования промышленного производства.
Ключевые слова: трансфер, технология, ресурсное обеспечение, модернизация, финансы, инфраструктура, рынок

 
Разработка стратегии развития хозяйствующего субъекта: уточнение метода SMART
Зарипов Р. Н., начальник отдела разработки перспективных методов организации и управления РКП АО «Организация «Агат»

Аннотация: Целью настоящей статьи является совершенствование методов и механизмов разработки документов стратегического развития хозяйствующих субъектов. В статье обоснована необходимость разработки стратегий развития, рассмотрены применяемые в настоящее время практические подходы. Наиболее подробно разобрана методика SMART, для которой структурированы и уточнены требования, возможности и особенности применения.
Ключевые слова: стратегия развития, методика SMART, стратегические цели, миссия организации

 
Модель логистики распределения в стратегии планирования создания технически сложных изделий
Внучков Ю. А., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Хмелевой В. В., кандидат технических наук, доцент кафедры «Инновационная экономика, финансы и управление проектами» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Рассматривается модель внешней логистики для предприятия – производителя технически сложных изделий, основанная на теории нечетких множеств и предназначенная для принятия решений на выходе системы управления предприятием. С ее помощью осуществляется построение логистической сети распределения продукции. В связи со значительной неопределенностью характеристик новых изделий при построении модели используются экспертные оценки и аппарат теории нечетких множеств. Модель позволит принимать эффективные логистические решения. В статье отражен взгляд авторов на проектирование современных систем управления созданием технически сложных изделий, который, с одной стороны, учитывает отечественный опыт разработки автоматизированных систем управления, а с другой, ориентирован на современные информационные системы, методы и модели, объединяемые общим названием «искусственный интеллект».
Ключевые слова: технически сложные изделия, стратегия планирования, цепь поставок, логистика распределения, сеть распределения, нечеткие множества, модель принятия решения

 
Цифровизация учета и сопровождения транспортных перевозок
Болдычева А. Г., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика промышленности: учет, анализ и аудит» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В статье рассмотрены перспективы внедрения электронной транспортной накладной. Общая тенденция цифровизации внутреннего учета заставляет компании внедрять новые системы и программные продукты, связанные с государственными информационными системами. Один из вариантов – электронный учет и сопровождение транспортных перевозок. В статье рассматриваются новые возможности и преимущества, которые даст электронная транспортная накладная, а также трудности перехода компаний на электронный документооборот. Форма и алгоритм использования электронной транспортной накладной в настоящее время находятся на стадии утверждения, и у предприятий есть время на освоение этого программного продукта.
Ключевые слова: электронная транспортная накладная, перевозка грузов, электронный документооборот

 
Теоретические основы проектирования организационно-экономической структуры инновационных энергоэффективных кластеров (часть 2)
Паламарчук А. Г., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Исследование посвящено проблематике развития нового типа кластерных структур – инновационных энергоэффективных кластеров. Обосновывается актуальность подобных кластеров для современных условий российской экономики с учетом новых тенденций развития высокотехнологичного производства, определяется понятие инновационного энергоэффективного кластера. Разрабатывается организационно-экономическая структура инновационного энергоэффективного кластера, в рамках которой особое внимание уделяется цифровой трансформации его участников, а также внедрению на уровне всего кластера комплекса энергоэффективных технологий. В качестве решения задачи информационной интеграции участников кластера предлагается создание облачной системы управления – цифрового облака кластера.
Ключевые слова: кластерная экономика, инновационный энергоэффективный кластер, цифровая трансформация, цифровизация производства, энергетическая эффективность, энергетический сервис, технологии облачных вычислений

 
Социальное планирование как способ управления персоналом на промышленном предприятии
Солодова А. Д., старший преподаватель кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Воздействуя на трудовое поведение, хозяйственный механизм оказывает серьезное влияние и на ценностные ориентации работников, на их трудовую активность и жизненные позиции, то есть, по существу, на образ жизни, и вносит свой вклад в формирование работника. Форму регулирования таких процессов не только в организации, но и в обществе принято называть социальным планированием. Тема социального планирования организации всегда вызывает много различных дискуссий независимо от того, к какой отрасли относится предприятие, малое оно или большое, узкоспециализированное или многопрофильное. В статье освещаются современные проблемы социального планирования на промышленном предприятии как продолжения процесса бизнес-планирования, необходимость и возможность реализации таких планов. Материал посвящен памяти замечательного человека – к.э.н., доцента Г. А. Аминовой.
Ключевые слова: бизнес-планирование, социальное планирование, показатели социального планирования, экономический эффект, социальный эффект, машиностроение


ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Концептуальные основы кластерного развития инновационной промышленности (часть 2)
Андрианов А. М., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В основе авторского исследования лежит комплексный анализ исторического контекста и методологических аспектов развития теории и принципов построения кластеров в современной инновационной промышленности. Отдельное внимание уделяется исследованию развития нормативно-правового обеспечения в сфере создания кластеров, а также уже действующих в российской экономике кластерных структур. Определяется роль государственных министерств в построении российских кластеров.
Ключевые слова: кластер, инновационная промышленность, государственная промышленная политика, пилотные инновационные территориальные кластеры, цифровая экономика, интеллектуально-технологический промышленный кластер

 
Основы организации команды по формированию интеллектуального инновационно-промышленного кластера (часть 2)
Анисимов К. В., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Статья посвящена разработке основ организации команды по формированию интеллектуального инновационно-промышленного кластера. Автор анализирует новейшие тенденции развития кластерной экономики, определяет необходимость формирования нового типа кластерных структур – интеллектуальных инновационно-промышленных кластеров. Разрабатывается структура команды по формированию данного типа кластеров с учетом распределения полномочий ее участников по пяти функциональным плоскостям, соответствующим отдельным типам задач интеграции его участников. Определяются конкретные задачи и функции участников команды в рамках отдельных плоскостей.
Ключевые слова: инновации, цифровая трансформация, Индустрия 4.0, интеллектуальный инновационно- промышленный кластер, команда по формированию кластера

 
Инновационное развитие Самарского аэрокосмического кластера на основе цифровых технологий
Валиева З. Г., аспирантка кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Высокотехнологичные сегменты современной российской промышленности, такие как машиностроение, являются важным элементом обеспечения конкурентоспособности страны, а также устойчивого роста ее внутреннего валового продукта. В России исторически на высоком уровне развито наукоемкое аэрокосмическое машиностроение, которое, будучи участником глобального рынка, сегодня служит экспортером высокотехнологичной продукции и услуг. В настоящее время отечественное машиностроение развивается на стыке двух магистральных тенденций – цифровой трансформации, охватывающей все сферы жизни, и эволюции применения кластерных подходов. В связи с этим принято решение изучить потенциал цифровой трансформации кластера машиностроительных предприятий на примере Самарского аэрокосмического территориального инновационного кластера.
Ключевые слова: межкластерные экосистемы, «кластеры 2.0» – гибридные кластеры, цифровая экономика, Самарский территориальный инновационный аэрокосмический кластер


МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА

Роль маркетинговых исследований при формировании требований к высокотехнологичной гражданской авиационной продукции
Калугина Г. А., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Статья посвящена роли маркетинга в развитии товарного предложения авиапромышленных предприятий и создании такой высокотехнологичной продукции, как гражданские самолеты. По результатам исследования практики маркетингового управления при формировании требований к облику современных воздушных судов рассмотрены возможности наиболее полного использования инструментов маркетингового стратегического анализа. Основная цель комплексного исследования рынка – выявление требований авиакомпаний к перспективным самолетам, что диктует необходимость всестороннего анализа развития маршрутных сетей, конкурентной обстановки, а также факторов политического, экономического и правового характера. Особое значение приобретает маркетинговая поддержка создания конкурентоспособных самолетов при выходе авиапроизводителей на внешний рынок. В этой связи критический анализ специфических особенностей и систематизация возможностей использования методов маркетинговых исследований при создании и продвижении гражданских самолетов на мировой рынок представляют собой важную и актуальную проблему.
Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые исследования, гражданская авиатехника, конкурентоспособность, авиация, авиакомпания, авиационная промышленность


ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Основные факторы и источники получения эффекта при реализации системы управления энергетической эффективностью
Кошелев А. С., ассистент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Статья посвящена классификации факторов и источников достижения результатов благодаря внедрению системы управления энергоэффективностью на высокотехнологичных предприятиях. По всем ключевым группам задач внедрения системы – экономической, технологической и экологической – приводится определенное количество факторов и источников их выполнения.
Ключевые слова: энергоэффективные технологии, энергосбережение, усовершенствованные процессы, потенциал энергосбережения, инновации, промышленность, анализ, оценка энергосбережения, динамика энергоэффективности

 
Особенности инвестирования в «зеленые» проекты промышленности
Пушкарева М. Б., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Приток инвестиционных средств в отечественные и зарубежные компании в настоящие время тесно связан с четвертым энергетическим переходом, предполагающим активное использование возобновляемых источников энергии в структуре энергетической системы, а также наличие «зеленых» проектов в ведущих отраслях. Несмотря на некоторую инертность инвестиционных решений в промышленности, именно промышленный сектор является флагманом изменений в целях повышения конкурентоспособности и построения «зеленой» экономики. В статье отражены особенности инвестирования в «зеленые» промышленные проекты.
Ключевые слова: энергоэффективность, энергопереход, ответственное инвестирование, устойчивое развитие, «зеленые» проекты, энергосбережение, возобновляемые источники энергии


ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Маркетинговые стратегии конкурентоспособности вуза в цифровой среде
Зубеева Е. В.,кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Волохова С. В., кандидат пед. наук, доцент кафедры «Физическое воспитание» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Бузинова Л. С., ст. преподаватель кафедры «Физическое воспитание» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В статье определено понятие конкурентоспособности вуза. Обозначена необходимость построения конкурентной стратегии с учетом цифровой трансформации общества. Предложены основные показатели конкурентной позиции вуза. Показаны возможные стратегические позиции вуза на рынке. Перечислены и охарактеризованы возможные стратегии конкурентного поведения.
Ключевые слова: конкурентоспособность, высшее учебное заведение, рыночная позиция, стратегия, экономические показатели, социальные показатели, показатели цифровой среды