Номер 2/2022

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Анализ факторов, влияющих на интеграционные процессы транспортных компаний
Гуськова М. Ф., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Менеджмент качества» Российский университет транспорта (МИИТ), Москва
Смирнов А. И., аспирант кафедры «Менеджмент качества» Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

Аннотация: По материалам отечественных и зарубежных исследований подготовлен аналитический обзор факторов реализации интеграционных процессов в компаниях, в том числе приводятся соответствующие классификации. Для транспортных компаний, оказавшихся в условиях жесткой конкуренции, вынуждающей их искать пути повышения эффективности на национальном и мировом рынках, предложена универсальная классификация указанных факторов, которая призвана облегчить им выбор и реализацию интеграционных стратегий, получение синергетического эффекта.
Ключевые слова: интеграционные процессы, транспортные компании, факторы развития, синергетический эффект

Формирование инструментария оценки устойчивого развития промышленного предприятия
Елисеева Е. Н., кандидат экономич. наук, доцент Кафедра экономики Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Департамент отраслевых рынков Факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Аннотация: Актуальность статьи заключается в том, что имидж компании и ее признание сильно влияют на то, как ее воспринимают инвесторы, кредиторы и сотрудники. Поэтому необходимо внедрять социальные, экологические и управленческие стратегии в процесс реализации принципов финансовой устойчивости. Это особенно касается компаний, работающих в тех отраслях экономики, которые наиболее неблагоприятно влияют на окружающую среду или формируют определенные общественные настроения. Целью статьи является формирование инструментария оценки финансовой ответственности предприятия с практической апробацией на примере металлургической корпорации. В статье рассматриваются основные аспекты формирования финансовой структуры предприятия. Определены основные показатели экономической, социальной и экологической политики, сформулирован обобщенный способ сведе́ния всех результатов, который позволяет наглядно увидеть слабые стороны финансовой ответственности организации.
Ключевые слова: инструменты анализа, экономическая ответственность, социальная ответственность, экологическая ответственность, визуализированный метод

Совершенствование технологической подготовки мелкосерийного производства
Галецкий И. А., аспирант1, инженер-технолог 3 категории2
1 Институт физического материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук, Улан-Удэ
2 АО «НПО “Техномаш” имени С. А. Афанасьева», Москва
Семенов И. А., магистрант Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Семенов Е. Д., старший оператор 1-й научной роты Военный инновационный технополис «ЭРА», Анапа

Аннотация: В работе предложена концепция технологической подготовки производства (ТПП) и приведен пример разработки технологического процесса производства специальной технологической оснастки. Цель работы – обосновать целесообразность применения технологии аддитивного производства на этапе ТПП при корректировке конструкторской документации объекта производства. Задачи: провести оценку принимаемых решений с точки зрения организационной эффективности при реорганизации этапа ТПП с применением аддитивной технологии Fused deposition modeling и дать количественную оценку рискам внедрения процесса.
Ключевые слова: технологическая подготовка производства,
специальная технологическая оснастка, технологический процесс, аддитивные технологии,
FDM-печать, технический уровень, риски


МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА

Анализ методов продвижения на рынке факторинга (на примере ООО «ВТБ факторинг»)
Анисимова К. А., специалист Службы маркетинга ООО «ВТБ факторинг», Москва
Рожков И. В., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Логистика и маркетинг» Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва

Аннотация: Актуальность темы исследования заключается в необходимости решения задач повышения эффективности продвижения факторинговых продуктов при помощи современных методов маркетинговой деятельности в целях повышения конкурентоспособности финансовых организаций и достижения экономической эффективности их деятельности. В статье рассматриваются рынок факторинга, его особенности и актуальные методы продвижения факторинговых продуктов с учетом их специфичности. Даны рекомендации факторинговым компаниям по повышению эффективности продвижения современными методами.
Ключевые слова: факторинг, факторинговые продукты, рынок факторинга, классификация методов продвижения, виды продвижения, онлайн методы продвижения, оффлайн методы продвижения

Маркетинговая стратегия предприятия: роль ценовой политики в ее осуществлении
Дубаневич Л. Э., кандидат экономич. наук, доцент Московский университет имени С. Ю. Витте (ЧОУВО «МУ им. С. Ю. Витте»), Москва
Левочкина Т. А., кандидат экономич. наук, доцент Московский институт психоанализа, Москва

Аннотация: Под ценовой политикой предприятия понимается представление об идеях, о том, какие понятия необходимы в качестве основы для ценовой политики и как управляются цены для достижения конечных целей предприятия и решаются в соответствии с ними маркетинговые задачи. Насколько ценовая политика соответствует экономической и финансовой стратегии предприятия и вписывается в нее, настолько она эффективна. Цель данной статьи – показать роль ценовой политики предприятия в осуществлении маркетинговой стратегии. В статье представлен анализ ценовой политики как важного механизма, влияющего на преимущества маркетинговой стратегии предприятия.
Ключевые слова: маркетинговая стратегия, ценовая политика, ценообразование, факторы ценообразования, методы ценообразования, ценовая стратегия

Стратегический подход к участию в выставках машиностроительных предприятий в условиях вызовов внешней среды
Буланцева Л. В., старший преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Статья посвящена вопросам трехуровневого управления выставочной деятельностью предприятия – оперативного, тактического и стратегического. Подробно рассматривается стратегическое управление выставочной активностью предприятия-экспонента как поиск возможностей не только выжить в сложных экономических и политических условиях, но и развиваться и добиваться успеха в будущем; раскрыты его сущность, объект; показан фундамент построения его системы; указан критерий эффективности. Детально освещены этапы процесса организации системы стратегического управления. Перечислены направления исследований для разработки стратегии. Представлены составляющие документа «выставочная стратегия», подробно описаны виды выставочных стратегий и форматы участия экспонента в выставках. Рассматриваются проблемы выставочной отрасли и трудности, которые приводят к отказу машиностроительных предприятий от участия в выставочно-конгрессных мероприятиях.
Ключевые слова: оперативное, тактическое и стратегическое управление выставочной деятельностью предприятия-экспонента, этапы организации системы стратегического управления выставочной деятельностью, исследования в управлении выставочной деятельностью, документ «выставочная стратегия», виды выставочных стратегий, форматы участия в выставке


ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Интеграция технологий автоматизации энергетического менеджмента в единую киберфизическую систему высокотехнологичного предприятия (Часть 1)
Голов Р. С., доктор экономич. наук, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: На данном этапе
общественного развития вопросы, касающиеся ESG-концепции, стВажнейшим направлением в рамках системного повышения энергоэффективности высокотехнологичного предприятия выступает построение систем энергетического менеджмента, включающих в себя взаимосвязанный комплекс энергосберегающих технологий и мероприятий, охватывающих все его технологические подсистемы и процессы. Построение подобной системы представляет собой сложный и многоэтапный процесс, в основе которого лежит интеграция технологий автоматизации энергоменеджмента в единую киберфизическую систему предприятия. Настоящее исследование посвящено выработке сценариев подобной интеграции с учетом технологической специфики процессов управления энергоэффективностью и основных типов автоматизированных подсистем общей системы энергетического менеджмента.
Ключевые слова: энергосбережение, энергетический менеджмент, высокотехнологичное предприятие, киберфизическая система, автоматизация, цифровые технологии


ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Современные тенденции корпоративного обучения в металлургии и машиностроении
Костыгова Л. А., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В статье рассмотрены сущность и основные направления развития корпоративного обучения в современных условиях. Охарактеризованы основные тренды и формы современного процесса обучения. Установлено, что корпоративное обучение представляет сложную систему различных форм, методов, инструментов, отражающих современные достижения цифровизации и инновационного развития. На примере ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» и ПАО «Северсталь» изучены современные тенденции развития корпоративного обучения в металлургии и машиностроении. Сделан вывод о том, что опыт данных корпораций может быть применен в практике российских промышленных компаний.
Ключевые слова: направления развития корпоративного обучения в современных условиях, основные тренды, формы, методы современного процесса обучения, опыт корпоративного обучения ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» и ПАО «Северсталь»


АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретико-методические аспекты исследования экономической устойчивости промышленных предприятий
Баринов М. А., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Стратегическое планирование и управление жилищно-коммунальным комплексом»
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир

Аннотация: В статье представлены подходы к трактовке понятия «устойчивость» в теоретическом аспекте. Развитие методических основ по ее исследованию в различных сферах народного хозяйства свидетельствует о наличии достаточного интереса к данной категории в научных кругах. Актуальность статьи подтверждается особенностями развития предприятий текстильной промышленности, деятельность которых нуждается в грамотном аналитическом инструментарии. Сформирована система индикаторов, характеризующих финансовую, технологическую и инновационную составляющие производства как по частным показателям, так и по интегральным, что позволило сформировать достоверную эконометрическую модель диагностики устойчивого развития хозяйствующего субъекта.
Ключевые слова: устойчивость, исследование, промышленное предприятие, оценка

Уроки по выживанию в условиях технократии: к 140-летию со дня рождения А. К. Гастева
Родионова Н. В., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Стратегическое планирование и управление жилищно-коммунальным комплексом»
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир

Аннотация: Статья посвящена памяти талантливого ученого в области управления Алексея Капитоновича Гастева и написана в честь его юбилея. Предпринята попытка оценки творчества А. К. Гастева как предвестия современного менеджмента с выявлением положений, актуальных для современного момента. С помощью метода исторической аналогии выявлена общая проблема гастевской и современной эпох – технократия, превращающая человека в придаток машины. Внимание сосредоточено на проблеме выживания современного человека в условиях надвигающейся цифровой технократии. В поисках ее решений автор обратился к учению о научной организации труда А. К. Гастева, который исследовал эту проблему в условиях автоматизации производства. Для ее решения Гастев обосновал методологию механической ловкости в контексте культуры движения, нацеливающую не только на развитие профессионализма, но также на воспитание работника и активизацию его творчества. Эта методология помогает защититься от машинного порабощения. Представлены и другие положения из учения Гастева, которые могут служить уроками для современности.
Ключевые слова: аналогии эпох автоматизации и цифровизации, подготовка победителя, цифровая технократия, уроки для современности

Размышления о ноономике (по прочтении монографии С. Д. Бодрунова «Ноономика: траектория глобальной трансформации»)
Трацевская Т. Д., кандидат экономич. наук, доцент
Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, г. Гомель, Белоруссия

Аннотация: Статья представляет собой детальный аналитический обзор нового междисциплинарного научного подхода – ноономики. Данный подход развивается автором теории ноономики С. Д. Бодруновым в контексте его исследований и интерпретаций пока только формирующихся технологических укладов, первые контуры которых он выделяет в перспективных технологиях, внедряемых в экономике уже сегодня. Настоящая статья призвана не только проанализировать саму сущность и структуру ноономики, но и сопоставить ее с той экономической и социальной реальностью, в которой сегодня живет и развивается Россия.
Ключевые слова: экономика, технологический уклад, ноономика, новое индустриальное общество второго поколения, нооцивилизация, ноопроизводство