Номер 6/2019

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Методы планирования материально-технических ресурсов организации
Азарова С. П., кандидат экномич. наук, доцент департамента «Маркетинг»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация: В статье рассмотрены детерминированный, стохастический и оценочный методы планирования потока материальных ресурсов. Проведено исследование факторов, влияющих на формирование плана материально-технического снабжения. Раскрыты проблемы планирования материально–технических ресурсов. Дана оценка использования метода экономико-математического моделирования в программе Dесisiоn Equilibrium при расчете ресурсов.
Ключевые слова: бюджет закупок, материально-технические ресурсы, методы планирования, потребности в материальных ресурсах

 

Двухвекторная диверсификация предприятия ОПК (эффективность, задачи и подходы к решению с учетом опыта ПО «Туламашзавод»). Часть 1
Дронов Е. А., кандидат экономич. наук, профессор, заведущий кафедрой «Технология производства вооружений»
генеральный директор
Тульский государственный университет, Тула
АО «АК ”Туламашзавод”», Тула
Самочкин В. Н., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Финансы и менеджмент»
исполнительный директор
Тульский государственный университет, Тула
ООО «ПО ”Туламашзавод”», Тула
Барахов В. И., кандидат технич. наук, главный специалист
ООО «ПО ”Туламашзавод”», Тула

Аннотация: В работе приводятся подходы к проведению диверсификации предприятий ОПК путем создания и управления развитием двухвекторной (оборонная и гражданская продукция) интегрированной структуры, используя механизмы гибкости, адаптивности, реструктуризации предприятий, обеспечивающие синергетический эффект и ее эффективность. Показывается комплекс взаимозависимых связей между областями производства, закупок, налогообложения и законодательства, и на этой основе определены задачи и пути их решения, позволяющие предприятиям ОПК иметь возможности для своего развития. В работе излагаются основные научные и методические материалы, разработанные и применяемые в ПО «Туламашзавод», позволяющие обосновывать управленческие решения и вводить элементы оптимизации при проведении диверсификации предприятия ОПК, а также описаны основные этапы проведения корпоративной реструктуризации на базе АК «Туламашзавод» и результаты ее внедрения.
Ключевые слова: диверсификация, предприятие ОПК, эффективность, гражданская и оборонная продукция, реструктуризация, производство, гибкость, адаптивность интегрированная структура, синергетический эффект

 

Актуальность бесцехового производства на промышленных предприятиях в условиях индустриализации 4.0
Фомин А. Н., кандидат философских наук, руководитель
Центр внедрения бесцехового производства, Москва

Аннотация: Предлагаемая статья обосновывает необходимость внедрения бесцеховой структуры производства на промышленных предприятиях в связи с резким обострением конкурентной борьбы в мировой экономике в условиях развертывающейся четвертой индустриальной революции. Основные идеи статьи опираются на опыт разработки теории и практики бесцехового управления в атомной и традиционной энергетике России, на практический опыт внедрения бесцехового производства на водоканалах России. Изложены результаты сравнительного анализа цеховой и бесцеховой структур управления предприятием, показаны фундаментальные преимущества бесцехового производства в условиях индустриализации 4.0. Аргументация статьи отражает концепцию бесцехового управления, развитую автором в ранее изданных книгах «Бесцеховое производство» и «Бесцеховая революция».
Ключевые слова: бесцеховая структура управления, бесцеховое производство, бесцеховая революция, бесцеховое управление производством, переход на бесцеховую структуру, внедрение бесцеховой структуры

 

Стратегическое управление эффективностью бренда работодателя организации
Хромова С. А., аспирант кафедры «Управление персоналом»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с управлением эффективностью бренда работодателя организации на основе системы ключевых показателей эффективности KPI. Приводятся правила для разработки эффективной системы KPI. Рассматривается алгоритм стратегического управления эффективностью бренда работодателя на основе системы KPI, дается краткое описание отдельных блоков алгоритма, использующих технологию системной аналитики в среде цифровой HR-платформы.
Ключевые слова: стратегическое управление, эффективность бренда работодателя организации, система KPI, цифровая экономика, алгоритм управления эффективностью бренда работодателя, уровень неравновесности системы-среды, информационные HR-платформы

 

Классификация, группировка и определение условий применения инструментов повышения эффективности бизнес-системы предприятия
Колобов А. В., кандидат технич. наук, директор по развитию бизнес- системы
ООО «Севергрупп», Череповец
Глухов В. В., доктор экономич. наук, профессор, руководитель Административного аппарата ректора
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
Варфоломеев И. А., ст. менеджер Центра развития бизнес-системы
АО «Северсталь Менеджмент», Москва

Аннотация: Инструменты, лежащие в основе бизнес-систем, позволяют без существенных инвестиций повысить качество продукции и сократить издержки. Сложность и неоднозначность алгоритма применения инструментов повышения эффективности бизнес-системы связаны с отсутствием формализованного подхода к их применению. Проблема, рассматриваемая в данной работе, заключающаяся в снижении эффективности внедрения инструментов из-за отсутствия методологии, может быть частично решена благодаря группировке инструментов, исходя из их назначения, формализации очередности их применения и определения условий их устойчивого применения. Для решения этой проблемы авторами предложен подход, заключающийся в формировании пакетов взаимосвязанных инструментов, правил их применения, а также ограничений их применения в зависимости от уровня развитости компании.
Ключевые слова: бизнес-система, инструменты повышения эффективности, пакеты инструментов, уровни развитости бизнес-системы

 


 

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Инновационно-промышленные кластеры как путь обеспечения экономической безопасности РФ на современном этапе
Голов Р. С., доктор экономич. наук, профессор, зав. кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Андрианов А.М., соискатель кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Анисимов К. В., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Паламарчук А. Г., соискатель кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Дорохов В. В., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Крицын А. А., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Авторское исследование посвящено анализу современных проблем, связанных с развитием глобальной экономики в эпоху шестого технологического уклада. Отмечая возрастающее число геополитических рисков, связанных с глобальными кризисными явлениями последних лет, авторы отмечают возрастающее влияние российской инновационной экономики в рамках перехода к многополярному миру. В качестве одного из ключевых направлений развития отечественной инновационной экономики авторами определяются инновационно-промышленные кластеры, стратегическое развитие которых в перспективе может происходить в рамках евразийского экономического пространства и СНГ, укрепляя тем самым международный авторитет России как одного из лидеров в сфере высокотехнологичной промышленности.
Ключевые слова: инновации, риски, глобализация, социально-экономическое развитие, инновационно-промышленный кластер, кластерная экономика, многополярный мир

 


 

МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА

Особенности современного управления брендами
Карпова С. В., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Логистика и маркетинг»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Устинова О. Е., кандидат экономич. наук, доцент департамента «Менеджмент»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Казаков С. П., доктор экономич. наук, доцент кафедры маркетинга фирмы
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва

Аннотация: В статье рассматриваются особенности и проблемные вопросы, возникающие при управ- лении брендами с учетом проводимых исследований о различиях в типах эмоциональных связей среди потребителей. Раскрываются факторы мотивации различных сегментов потребителей, прежде всего через анализ мотивации постоянных покупателей. Авторы рассматривают вопрос каким образом оценить долю расходов покупателей на конкретный бренд. Оцениваются показатели удовлетворенности, лояльности и относительный рейтинг продукции компании в глазах потребителя. Отдельное внимание уделено брендингу элитных товаров. Потребители элитных товаров меньше стали выставлять напоказ дорогие вещи, можно говорить о так называемой «малозаметной роскоши». По мнению авторов, изменение предпочтений потребителей в сторону скромности будет долгосрочным, а не цикличным.
Ключевые слова: потребитель, брендинг, бренд, мотивация, лояльность, элитные товары

 

Подходы к классификации потребительского поведения
Рожков И. В., кандидат экономич наук, доцент кафедры «Логистика и маркетинг»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы к классификации потребителей. Автор анализирует разнообразные типы потребительского поведения, мотивы принятия решения о покупке. Приводятся конкретные примеры продукции и рынков, на которых преобладает тот или иной тип потребительского поведения. Выделяются основные типы потребителей, которые также оказывают существенное влияние на принятие решения о покупке в различных случаях. В заключение делается вывод о необходимости составления обобщенной классификации потребительского поведения по различным признакам, адекватной современным рыночным условиям.
Ключевые слова: потребительское поведение, классификация, принятие решения, индивидуальные потребители, коллективные потребители

 


 

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Модель оценки качества обслуживания клиентов в контексте цифровизации экономики
До Тхи Куен , аспирант департамента «Менеджмент»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация: Сфера услуг все больше играет важную роль в экономике. В частности, качество обслуживания всегда является актуальной проблемой для решения, которую ожидают клиенты, а поставщик больше всего обеспокоен. В банковской сфере важно повысить лояльность клиентов, чтобы завоевать доверие и лояльность клиентов, банкам необходимо выбрать подходящую модель измерения качества обслуживания, чтобы лучше управлять отношениями с клиентами. В этой статье также указываются недостатки моделей и проблемы, связанные с качеством обслуживания, чтобы позволить исследователям и менеджерам иметь основу, выбирая критерии оценки или соответствующие модели измерения при реализации дальнейших исследовательских проектов.
Ключевые слова: качество обслуживания, банковское дело, лояльность, клиенты, модель, управление взаимоотношениями с клиентами

 


 

ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Анализ итогов Третьего всероссийского экономического диктанта (часть 2)
Голов Р. С., доктор экономич. наук, профессор, зав. кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В статье рассматриваются итоги Третьего всероссийского экономического диктанта, который проводится ежегодно с целью определения и повышения уровня экономической грамотности России. Проведен сравнительный анализ показателей количественного и качественного состава участников и результатов диктанта в 2018 г. и 2019 г. Отмечается важный практический результат проведения акции и необходимость ее дальнейшего развития.
Ключевые слова: всероссийский экономический диктант, респондент, региональная площадка, категория участников, распределение результатов

 


 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Государственные механизмы реализации политики импортозамещения в промышленности
Псарева Н. Ю., доктор экономич. наук, профессор, проректор по региональному развитию
Московский финансово-экономический институт (МФЭИ), Москва

Аннотация: Неоднозначность результатов политики импортозамещения отмечается учеными Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Несмотря на активную политику импортозамещения, доля машин и оборудования в товарной структуре импорта практически не изменилась. Основным препятствием реализации политики импортозамещения является отсутствие оборудования, производимого российскими компаниями, сырья и комплектующих. Целью настоящей статьи является систематизация механизмов государственного регулирования процессов импортозамещения и оценка их использования.
Ключевые слова: импортозамещение, механизмы, регулирование