УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Трансформация профессиональных функций человека в условиях формирования интегрированных автоматизированных информационных систем управления в промышленности
Голов Р. С., доктор экономич. наук, профессор, директор Института менеджмента, экономики и социальных технологий
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва
Мыльник А. В., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва
Аннотация: Статья посвящена исследованию изменений функций человека под влиянием автоматизированных систем, активно создаваемых в настоящее время в промышленном производстве. Авторами определяется понятие и сущность интегрированных автоматизированных информационных систем управления (ИАИСУ), формируется их структурное построение. Рассматривается формирование систем «человек-машина», в рамках которых исследуются особенности профессиональной и психофизиологической адаптации личности к новым условиям труда. Определяются основные направления адаптации специалистов к деятельности в рамках ИАИСУ.
Ключевые слова: автоматизация, промышленное предприятие, интегрированные автоматизированные информационные системы управления, человеко-машинные системы, адаптация
Формирование системы планов развития научно-промышленного кластера
Прокофьев Д. А., аспирант кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы разработки системы планов для научно промышленного кластера. Построение планов занимает особое место в системе инновационно-инвестиционной деятельности, определяя степень эффективности взаимодействия участвующих в совместных проектах членов кластера. В рамках проведенного исследования автором разработан новый инструмент планирования деятельности научно-промышленного кластера–стратегическая кластерная матрица, применение которой позволяет согласовывать и систематизировать выполнение его участниками как совместных, так и самостоятельных задач.
Ключевые слова: инновационно-инвестиционная деятельность, научно-промышленный кластер, система планов, стратегия, стратегическая кластерная матрица
Оценка рисков на предприятии, ранее ее не проводившем
Галетов И. Д., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент»
Московский авиационный институт (национальный технический университет), Москва
Штрикунова М. М., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент»
Московский авиационный институт (национальный технический университет), Москва
Мамонова С. И., начальник информационного отдела
ООО «Мобилсовет», Москва
Аннотация: Авторы статьи показывают, возможность использования методов оценки рисков на предприятии, которое ранее не занималось оценкой рисков. В настоящее время накоплен достаточно большой арсенал подходов, методов и инструментов управления экономическим и финансовым риском. Реализация инновационных проектов в большинстве случаев связана с повышенным уровнем риска, и, следовательно, обоснованный выбор и реализация подходов и методов управления риском представляет для предприятия актуальную задачу. Реализуя те или иные подходы и методы управления риском, менеджеры могут достичь оптимального, или приемлемого для предприятия соотношения между значениями показателей эффективности и риска инновационного проекта или отказаться от проекта с высоким риском.
Ключевые слова: риск, оценка риска, анализ чувствительности, сценарный анализ, роза рисков, спираль рисков, идентификация рисков, карта рисков, реестр рисков
Инструменты бизнес-моделирования в деятельности технологического предпринимателя
Киселев В. Д., доктор делового администрирования, преподаватель Института государственной службы и управления и Высшей школы корпоративного управления, член Гильдии маркетологов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва
Аннотация: Цель работы–предложить к рассмотрению профессиональным сообществом четыре приема, удобных для осмысления предметных областей технологического предпринимателя и серийного технологического предпринимателя. Новизна работы – в авторском осмыслении известных инструментов применительно к новой и актуальной для современной России деятельности–технологическому предпринимательству. Представлены исследовательские инструменты для бизнес-моделирования: «Продуктовая матрица», «Матрица ресурсного целеполагания», «Матрица идентичности», «Эталонная модель отрасли» и две специфические карты предметной области для технологического предпринимателя.
Ключевые слова: бизнес-моделирование, серийное технологическое предпринимательство, продуктовая матрица, матрица ресурсного целеполагания, матрица идентичности, эталонная модель отрасли
ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Маркетинг современного инновационного бизнеса на предприятии машиностроения
Синяева И. М., доктор экономич. наук, профессор Департамента менеджмента
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Аннотация: В представленной статье даны основные направления философии инновационного бизнеса на предприятии машиностроения с выделением важности таких направлений, как латеральный маркетинг, корпоративные ценности, разработка программы лояльности. На примере иллюстрации схемы «Содержание инновационного маркетинга в современной коммерческой структуре» показана взаимозависимость основных элементов философии рыночного участия для достижения миссии за счет выявления неудовлетворенного спроса, стимулирования креативности и признания потребности клиента как наивысшей ценности для каждого сотрудника. Наряду с этим, показана необходимость своевременной разработки программы лояльности CS для успешной коммерциализации инновационного проекта.
Ключевые слова: инновации, корпоративные ценности, латеральный маркетинг, миссия, новинка, программа лояльности, рынок
МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА
Перспективы разработки отраслевых маркетинговых информационных систем в промышленности
Рожков И. В., кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмента, член Гильдии маркетологов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Аннотация: В статье рассматривается возможность разработки и внедрения методологии маркетинговых информационных систем (МИС) на уровне отдельных отраслей отечественной промышленности. Автор анализирует зарубежный опыт разработки отраслевых маркетинговых информационных систем (ОМИС) и раскрывает задачи, которые они помогут решить в рыночной деятельности российских предприятий. В статье предложена авторская концептуальная модель ОМИС, состоящая из трех основных компонентов: ядра системы, включающего основной функционал ОМИС, предприятий промышленности и субъектов внешней рыночной среды.
Ключевые слова: маркетинг, маркетинговая информация, маркетинговая информационная система, отраслевая маркетинговая информационная система, промышленность, промышленный маркетинг
Природоподобные технологии и экологический маркетинг: проблемы снижения экологической нагрузки в машиностроении
Русин В. Н., кандидат технич. наук, доцент Департамента менеджмента
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Аннотация: В условиях конфликта человека и биосферы исчерпаны возможности индустриальной эксплуатации техно-агросистем и других систем окружающей среды. Показана необходимость разработки природоподобных технологий. При получении товарной массы названы стадии нарушения экосистемы. Дана классификация видов экологического маркетинга и описаны 3 уровня экотехнологий. Приведены конкретные примеры снижения экологической нагрузки в машиностроении.
Ключевые слова: человек, биосфера, конфликт, технология природоподобная, экология, нарушения, экотехнологии, стадии, машиностроение, примеры нагрузки, снижение
Влияние цифровых технологий на развитие промышленного маркетинга
Калинина М. А., кандидат экономич. наук, доцент Департамента менеджмента, член АМА (Американской маркетинговой ассоциации)
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы влияния цифровых технологий на развитие маркетинга. В век цифровых технологий происходит пересмотр и перекройка практически всех аспектов маркетинговой деятельности. Основным драйвером такого изменения является меняющийся портрет потребителя–от пассивного к активному, способного повлиять не только на производственный процесс, но также на маркетинг, корпоративное управление, менеджмент, организационную структуру. Цифровые технологии влияют на компоненты маркетинговых стратегий–4Р, предлагая новое видение и новый дизайн стратегий ценообразования, каналов дистрибуции, коммуникационных каналов и управления товарной политикой. Перспективы развития маркетинга заключаются в пересмотре маркетинговых бюджетов, изменении стратегий, места и роли маркетинга на предприятии, при этом не меняя основной принцип – ориентацию на потребности потребителя.
Ключевые слова: цифровые технологии, win-win стратегии, онлайн- и оффлайн-элементы маркетингового комплекса, система JIT, цифровая платформа, каналы дистрибуции, кастомизация, изменение модели потребительского поведения
Процессный метод управления маркетингом комплексного аутсорсинга в сфере машиностроения
Синяев В. В., доктор экономич. наук, доцент кафедры «Маркетинг и логистика», генеральный директор ФСК «ВАЛЕКС»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Аннотация: В статье раскрывается специфика процессного управления аутсорсингом с выделением отличия от функциональной модели управления. В логической последовательности раскрывается содержание современной системы комплексного аутсорсинга в сфере машиностроения. На приведенном рисунке раскрываются основные компоненты механизма процессного управления аутсорсингом. Практический интерес представляет раздел, посвященный исследованию содержания маркетинга современного аутсорсинга как органического симбиоза аутсорсинга бизнес- процессов, маркетинговых услуг, логистического, юридического и кадрового аутсорсинга. В заключении приводятся преимущества использования комплексного аутсорсинга маркетинговых услуг в сфере машиностроения в результате успешного позиционирования поставщика услуги аутсорсинга.
Ключевые слова: аутсорсинг, аутсорсер, комплексный аутсорсинг, инструменты маркетинга, логистический аутсорсинг, процессное управление, маркетинговые услуги, кадровый аутсорсинг, рынок
Методические подходы к исследованию и оценке отношения потребителей к компании
Мотагали Я. Б., аспирант
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Аннотация: В статье приведены результаты исследования особенностей формирования длительных постоянных отношений компаний с существующими потребителями. Рассмотрены предпосылки, оказывающие влияние на выбор компанией доводов в пользу удержания существующих потребителей. Определены и сгруппированы проблемы методического характера, с которыми сталкивается большинство российских компаний в процессе проведения маркетингового исследования отношений с потребителями. Сформулированы основные принципиальные методические подходы исследования удовлетворенности, обоснованы причины нерезультативности копирования западных методик российскими компаниями.
Ключевые слова: маркетинг отношений, лояльность, удовлетворенность, опрос, потребитель, компания, исследование, методика, мотивация, бизнес
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Проблемы достижения конкурентоспособности на промышленном рынке
Артемьева О. А., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Международный туризм, гостиничный бизнес и социальный менеджмент»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Аннотация: В статье рассмотрены отличительные особенности маркетинговой деятельности в сфере B2B, направления и отличия B2B (промышленного) маркетинга от B2C (потребительского), сформулированы группы факторов, характеризующие потенциал предприятия. Сделан вывод, что технологическое отставание России от развитых стран ослабило конкурентные позиции страны в мировой экономике. Технологические базы многих производств устарели и сильно износились, промышленность требует обновления производственного оборудования. Еще одним фактором сложности повышения конкурентоспособности являются высокие тарифы на электроэнергию и транспорт. Кроме того, существенным фактором влияния на конкурентоспособность является налоговая политика правительства страны.
Ключевые слова: рынок, бизнес, организация, потребители, конкурентоспособность, маркетинг, покупка, инвестиции, конкурентная среда
Некоторые аспекты эволюции теории конкуренции
Стыцюк Р. Ю., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Международный туризм, гостиничный бизнес и социальный менеджмент»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Аннотация: В статье исследован категорийный аппарат, затрагивающий вопросы понимания конкуренции и конкурентоспособности. Сгруппированы виды конкуренции, уровни и методы борьбы. Сформулированы факторы, способствующие, определяющие значимость неценовой конкуренции. Сделан вывод, что конкуренция между производителями, как правило, хорошо сказывается на продукции, т. к. условия конкуренции держат в «тонусе» производителя, заставляют искать пути снижения себестоимости товара, улучшения качества производимого товара или услуги, побуждать делать его доступным для большего количества потребителей, повышать ассортимент выпускаемых товаров и услуг, искать и использовать в производстве новые возможности.
Ключевые слова: маркетинг, стратегии, конкурентоспособность, рынок, конкуренция, информация, производители, цена, бренд товара, реклама, антиреклама
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Системная реиндустриализация экономики: существующие предпосылки и оптимальные пути ее реализации
Голов Р.С., доктор экон. наук, профессор, директор Института менеджмента, экономики и социальных технологий
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва
Мыльник А. В., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблематики реиндустриализации экономики. Авторы проводят анализ основных предпосылок к ее осуществлению, связанных с основными внутри- и внешнеэкономическими причинами: экономическими санкциями, техническим износом производственного оборудования, острым кадровым дефицитом в промышленности. На основе анализа современного состояния промышленности авторами формируется представление о векторе реиндустриализации, основанное на ряде ключевых для мировой инновационной промышленной системы трендов.
Ключевые слова: реиндустриализация, технологическая модернизация, промышленная автоматизация, искусственный интеллект, инновационно-инвестиционная деятельность, виртуализация интеллектуальных функций