Номер 4/2014

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Методы оптимизации финансирования производства продукции машиностроения (на примере авиационной техники)
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Н. С. Ефимова, канд. экон. наук, доцент,
А. Н. Новиков, канд. экон. наук,
В. Е. Беспалова

Аннотация: В настоящей работе на основе анализа существующей организации финансирования деятельности ряда предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности предложены новый алгоритм планирования финансирования деятельности предприятий и теоретико-игровая модель оптимизации структуры финансирования.
Ключевые слова: авиационная техника, финансирование, теоретико-игровая модель, структура финансирования, алгоритм управления

 

Перспективы российского станкостроения
ООО «ИнноЦентр.Ру», г.Москва
В. М. Коновалов, канд. экон. наук
Московское экономическое общество, г.Москва
А. Н. Пророков, канд. экон. наук, профессор

Аннотация: Введение в отношении России рядом стран санкций проявило стратегические ошибки в развитии отечественной экономики. Закрепление сырьевой направленности ставит под угрозу государственный суверенитет России. Невозможно быть лидером глобальной экономики без технологически передового машиностроения и его составной части – станкостроения.
Ключевые слова: экономическое развитие, машиностроение, станкостроение

 

Раннее вовлечение поставщиков при реализации EPC-проектов: анализ принципов и эффективности
Московский технологический институт «ВТУ», г.Москва
С. А. Титов, канд. экон. наук, доцент
Государственный университет управления, г.Москва
Н. В. Титова, ассистент
Российский государственный социальный университет, г.Москва
Б. П. Титаренко, доктор техн. наук, профессор
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, г.Москва
Р. Б. Титаренко, канд. экон. наук, доцент

Аннотация:  EPC-проекты в настоящее время реализуются в самых разных отраслях российской экономики. Особенно широкую популярность ЕРС-проекты получили в практике осуществления капиталоёмких сложных промышленных проектов в нефтегазовой отрасли. Для повышения эффективности ЕРС-проектов разрабатываются различные подходы к управлению проектами. В статье рассматривается подход PEpC, который предполагает ранее вовлечение в проект наиболее значимых поставщиков технологического оборудования. В статье изложены основные принципы и положения подхода PEpC и проводится анализ эффективности использования данного подхода на практике.
Ключевые слова: проект, управление проектами, проектное управление, EPC, EPCM, PEpC

 

Производственно-предпринимательская деятельность в региональном кластере
Московский институт государственного и корпоративного управления, г. Подольск
А. П. Агарков, доктор экон. наук, профессор,
Б. А. Геренрот, доцент,
Е. А. Ерохина

Аннотация: Рассмотрены основы производственно-предпринимательской деятельности в условиях формирования региональных кластеров.
Ключевые слова: производственно-предпринимательская деятельность, региональный кластер, правовое обеспечение

 


ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Диалектика развития познавательных функций науки и естественного зарождения инновационных идей
МАТИ – Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского, г.Москва
В. В. Мыльник, доктор экон. наук, профессор

Аннотация: Статья посвящена исследованию познавательных функций науки и путей возникновения инновационных идей. Авторами определены три основных пути формирования новых идей: на основе использовании фантазии, в результате озарения и во сне. В рамках статьи определена роль в научном развитии человечества информационного поля, а также крупных социальных интеллектуально-синергетических систем.
Ключевые слова: инновации, идеи, фантазия, озарение, информационное поле, интеллектуально-синергетическая система, сновидения

 

Концептуальные основы определения параметров и зон инноваций в инвестиционных процессах промышленного предприятия
МАТИ – Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского, г.Москва
Р. С. Голов, доктор экон. наук, профессор
Российский университет кооперации, г.Москва
Л. П. Дашков, доктор экон. наук, профессор
Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского
В. Г. Смирнов, доктор экон. наук, профессор
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г.Москва
В. С. Плеханова

Аннотация: Статья посвящена разработке комплексных циклических моделей развития экономики в контексте инновационно-инвестиционной деятельности в промышленности. Авторами определяется динамика изменения издержек в зависимости от темпов и масштабов развития предприятия. Приводится инструментарий для определения функциональной взаимосвязи производственных систем в процессе реализации инноваций. На основе экономико-математического моделирования разработана методика определения параметров и зон инноваций, позволяющая решать задачи определения зон потребности в инновациях, качественных характеристик инновации и т.д.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, промышленное производство, инновационно-инвестиционная деятельность, модернизация

 

Дженералисты – проводники философии рыночного участия в сфере инноваций
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г.Москва
И. М. Синяева, доктор экон. наук, профессор

Аннотация: Статья раскрывает трансформационные процессы в обществе и экономике, в основе которых используются новые знания для инновационного прорыва. Особое внимание отводится важности формирования маркетинговой информационной системы как инфраструктурного элемента системы управления. При этом выделяются направления развития системы менеджмента маркетинга с выделением роли дженералиста-маркетолога в сфере инновационного машиностроения с иллюстрацией механизма создания философии рыночного участия.
Ключевые слова: глобализация, общество, инновация, дженералист, философия рыночного участия, мировая экономика, индивидуализация заказа, маркетолог

 

Региональные особенности налогового стимулирования малых инновационных предприятий за рубежом
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г.Москва
В. А. Шестаков, аспирант
В статье анализируется опыт США в части предоставления налоговых льгот и преференций, направленных на

Аннотация: стимулирование инновационной деятельности на уровне отдельных регионов.
Ключевые слова: налоги, инновации, малый бизнес, инновационное развитие региона

 

Анализ финансовых результатов инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичном машиностроении в условиях глобального кризиса
Московский государственный университет путей сообщения, г.Москва
В. В. Глущенко, доктор техн. наук, доцент
Российский государственный социальный университет, г.Москва
И. И. Глущенко, доктор экон. наук, доцент

Аннотация: Исследована специфика финансовых рисков инвестиционного и инновационного проекта в высокотехнологичном машиностроении, факторы риска инновационных проектов в машиностроении разделены на внешние и внутренние, исследована специфика анализа рисков продукции машиностроения в условиях глобального кризиса, проведён анализ факторов риска, влияющих на финансовый результат инновационного проекта, предложен набор критериев для оценки финансового результата инновационного проекта с учётом рисков в условиях глобального кризиса.
Ключевые слова: высокотехнологичное машиностроение, инвестиционный проект, инновационный проект, финансовый результат, риск, глобализация, рынок, критерий, глобальный кризис, анализ, методика, случайность, неопределённость, внешний риск, внутренний риск

 


ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Реализация функций учёта и контроля при формировании систем управления энергосбережением
МАТИ – Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского, г.Москва
В. Ю. Теплышев, профессор

Аннотация: Статья посвящена анализу роли и значения функций учёта и контроля в рамках формируемых комплексных систем управления энергосбережением в промышленности. В исследовании рассматривается основное технологическое и техническое обеспечение, используемое в системе для реализации данных функций: автоматизированная система коммерческого учёта и контроля энергоресурсов, контроллеры сбора и передачи данных, аналитическая подсистема и т. д. В качестве одного из ключевых параметров эффективности и устойчивости системы управления определяется внутреннее единство и информационная интеграция указанных подсистем.
Ключевые слова: энергосбережение, система управления энергосбережением, предприятие, учёт, контроль, системно-функциональный подход

 


МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА

Некоторые особенности управления сбытовой политикой предприятий малого бизнеса
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г.Москва,
Н. Ф. Солдатова, канд. экон. наук, доцент
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г.Москва
С. Б. Ильяшенко, канд. экон. наук, ст. преподаватель

Аннотация: Авторы рассматривают приоритеты в управлении сбытовой политикой малого предприятия, инструменты, стимулирующие продажи и, как следствие, сбыт, которые являются определяющим для развития экономики предприятия малого бизнеса. Активное развитие электронного бизнеса, значительное место в котором заняла электронная коммерция, осуществляемая с помощью информационных и телекоммуникационных систем и технологий, оказывает существенное влияние на эффективность функционирования предприятий малого бизнеса. Электронная коммерция упрощает связи и доставку информации, автоматизирует бизнес-процессы, помогает уменьшить издержки и повысить качество товаров и услуг, работает в режиме онлайн и не ограничена временем и пространством. Как одно из направлений повышения эффективности сбыта предприятий малого бизнеса предлагается применение облачных технологий и сервисов.
Ключевые слова: инновационные подходы к управлению сбытом, эффективность управления сбытовой политикой малого предприятия, информационные технологии, электронная коммерция, облачные технологии

 

Маркетинг инновационных энергоинформационных технологий
Московский государственный университета имени М. В. Ломоносова, г.Москва
А. В. Черников, канд. экон. наук, доцент

Аннотация: Рассмотрены вопросы коммерциализации энергоинформационных технологий, особенностей их внедрения, подготовки практических рекомендаций по расширению областей их применения.
Ключевые слова: структурированная вода, косметика, прибор регистрации и контроля, области применения, сравнение товара с аналогом

 

Рациональное невежество как результат избытка информации в процессе принятия решения о покупке
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г.Москва,
Р. Ю. Стыцюк, доктор экон. наук, профессор,
О. А. Артемьева, канд. экон. наук, доцент
ООО «Спецстройтехнологии», г.Москва
Я. Б. Мотaгали

Аннотация: В статье речь идёт об особенностях рационального и эмоционального поведения покупателей при оценке и выборе продукта, его возможностей, свойств и вариантов в процессе принятия решения в условиях неопределённости. Рассматривается специфика ограниченной рациональности в поведении покупателей и направление использования в современном маркетинге рационального невежества.
Ключевые слова: маркетинг, иррациональное поведение, ограниченная рациональность, рациональное невежество, принятие решений в условиях неопределённости, потребитель, продукт, выбор, информация, эвристика, решение о покупке, инвесторы, эмоции

 

Социальное предпринимательство: цели и ценности
Московский государственный университета имени М. В. Ломоносова, г.Москва
М. В. Маркова, канд. экон. наук, доцент,
С. Л. Сазанова, канд. экон. наук, доцент

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам соотнесения целей социального предпринимательства с общественными и субъективными ценностями, а также роли инструментов социального маркетинга в достижении данных целей. Кроме того, в статье дана классификация ценностей и указаны направления социального маркетинга. Клиентоориентированный маркетинг, социальная коммерция, социально-этический маркетинг взаимосвязаны с корпоративной социальной ответственностью; социальное предпринимательство основывается на социально-ответственном маркетинге.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальный маркетинг, корпоративная социальная ответственность, социально-ответственный бизнес, социально-ответственный маркетинг

 


ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Особенности энергоэффективности за рубежом (обзор зарубежных журналов)
МАТИ – Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского, г.Москва
М.Б. Пушкарёва, канд. экон. наук, доцент