Номер 2/2021

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Теоретические основы цифровой трансформации промышленности в контексте Четвертой промышленной революции (часть 2)
Андрианов А. М., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Интенсификация технологического развития современной промышленности в последние годы способствовала достижению значительного прогресса в области развития систем интеллектуальной автоматизации производства. Разработка и активное внедрение подобных систем на предприятиях позволили достичь кардинального повышения эффективности самого производства и объединить отдельные технические подсистемы этих предприятий в рамках общей цифровой инфраструктуры. Масштаб изменений в области организации и управления производством, обусловленный применением этих технологий, позволил ведущим мировым ученым и экспертам заявить о начале Четвертой промышленной революции, также известной под названием «Индустрия 4.0». В предлагаемом исследовании автором анализируются как предпосылки к Четвертой промышленной революции, так и позиции отдельных ученых и исследователей относительно ее сущности и влияния на современную промышленность. Кроме того, в заключительной части исследования автор рассматривает некоторые сценарии применения двух технологий Индустрии 4.0: цифровых двойников и дополненной реальности.
Ключевые слова: инновационная экономика, Четвертая промышленная революция, Индустрия 4.0, цифровизация производства, цифровые двойники, дополненная реальность

 

Анализ динамики развития российских кластеров в условиях цифровой трансформации экономики (часть 2)
Анисимов К. В., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Авторское исследование посвящено рассмотрению проблематики создания и развития кластеров в России и за рубежом. Автором обосновывается актуальность создания кластеров для современной инновационной экономики, исследуются основные технологические и организационные драйверы их развития в эпоху Четвертой промышленной революции. Во второй части исследования подробно рассматриваются крупные государственные программы по созданию кластеров. Отдельное внимание автором уделяется анализу основных показателей, отражающих развитие кластерных образований в высокотехнологичных отраслях российской промышленности.
Ключевые слова: инновационная экономика, Четвертая промышленная революция, цифровая трансформация экономики, кластерная политика, кластер, динамика развития кластеров

 


 

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Понятие, сущность и классификация кластеров в условиях инновационной экономики (часть 2)
Паламарчук А. Г., аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В условиях современной инновационной экономики особую значимость приобретает развитие новых форм научно-промышленной кооперации, к числу которых относятся кластерные структуры. В проведенном исследовании автором анализируются предпосылки к развитию теории кластеров, понятие и сущность кластерных структур. Разрабатывается классификация кластеров на базе 10 классификационных критериев с последующим анализом отраженных в ней отдельных видов кластерных образований. В качестве приоритетного критерия выделяется ориентированность кластера на повышение собственной энергоэффективности. С учетом его высокой экономической значимости в контексте экономического кризиса разрабатывается авторское определение нового типа кластерных структур – инновационных энергоэффективных кластеров.
Ключевые слова: инновации, Индустрия 4.0, высокотехнологичные отрасли промышленности, кластер, классификация кластеров, инновационный энергоэффективный кластер

 


 

МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА

Универсальный сбалансированный подход к формированию маркетинговой стратегии при разработке и запуске новых продуктов
Хасунцев А. А., аспирант департамента «Туризм и гостиничный бизнес»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация: Роль и место маркетинговой стратегии при разработке и запуске новых продуктов менялись вместе с эволюцией подходов к инновационному процессу в сторону увеличения роли и важности. Однако вместе с этим усложнилась модель принятия решений о реализации товара, что значительно увеличило время от зарождения идеи до коммерческой реализации нового продукта. Решить данную проблему может универсальный сбалансированный подход к формированию маркетинговой стратегии, ее места и роли внутри инновационного процесса организаций.
Ключевые слова: маркетинговая стратегия, инновационный процесс, цепная модель инновационного процесса, воронка инновационного процесса, матрица принятия решений

 


 

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Проблемы внедрения энергоэффективных технологий на промышленных предприятиях
Смирнов В. Г., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Токарева В. В., студент
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова, Москва

Аннотация: В статье описываются проблемы внедрения энергоэффективных технологий, которые существуют практически во всех сферах народного хозяйства, в том числе промышленности. Произошла такая ситуация ввиду того, что до сих пор им не уделялось должного внимания. Это привело к низкому уровню сознания, недопониманию важности решения данной проблемы как у разработчиков оборудования, технологий, так и пользователей энергии. Такое состояние явилось следствием несовершенства законодательства и более высокой степени сложности процесса создания энергоэффективных технологий. В статье также сформулированы сдерживающие факторы при внедрении энергоэффективных технологий.
Ключевые слова: энергоэффективные технологии, увеличение потребности в топливно-энергетических ресурсах, невозобновляемые энергоресурсы, кризис мировых запасов топлива, ухудшение экологической обстановки, потепление климата, загрязнение атмосферы

 

Классификация энергоэффективных технологий как инструмент системного внедрения энергосберегающих мероприятий на предприятиях промышленного профиля
Кошелев А. С., ассистент кафедры «Производственный менеджмент»»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Статья посвящена созданию классификации энергосберегающих технологий по отдельным классификационным признакам. Автором рассмотрены специализированные отраслевые и межотраслевые технологии. С позиции масштаба проанализированы технологии, внедряемые на микро-, мезо- и макроуровнях. Описаны энергосберегающие технологии, применяемые в инженерных сетях, системах электроснабжения и вентиляционных группах предприятий промышленности. Обозначена актуальность применения энергосберегающих технологий, основанных на возобновляемых источниках энергии.
Ключевые слова: классификация энергоэффективных технологий, промышленность, энергосбережение, повышение энергоэффективности, энергоемкость, технологии, энергоэффективные технологии, методология, энергетический аудит, возобновляемые источники энергии

 

Предпосылки и тенденции управления энергосбережением в Российской Федерации
Латыпов Э. Р., ассистент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Токарева В. В., студент
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова, Москва

Аннотация: Статья посвящена развитию стратегии энергосбережения Российской Федерации до 2035 г. Проводится анализ статистики потребления электроэнергии, а также структуры энергопотребления, обозначаются основные тенденции энергетической политики. Представлен также прогноз необходимых инвестиций в ТЭК. Особое внимание уделено важности энергопотребления и энергоаудита. Отмечаются основные меры государственной энергетической политики России.
Ключевые слова: промышленность, энергосбережение, повышение энергоэффективности, энергоемкость, технологии, энергоэффективные технологии, методология, энергетический аудит, возобновляемые источники энергии

 


 

ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Анализ итогов Четвертого всероссийского экономического диктанта (часть 3)
Голов Р. С., доктор экономич. наук, профессор, зав. кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В статье рассматриваются итоги Четвертого всероссийского экономического диктанта, который проводится ежегодно с целью определения и повышения уровня экономической грамотности России. Проведен сравнительный анализ показателей количественного и качественного состава участников и результатов Диктанта в 2019 г. и 2020 г. Отмечается важный практический результат проведения акции и необходимость ее дальнейшего развития.
Ключевые слова: Всероссийский экономический диктант, респондент, категория участников, распределение результатов, экономическая грамотность населения, экономическая активность населения

 


 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рынок информационных технологий в Российской Федерации: проблемы и перспективы
Вельможко И. И., студент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам становления одной из ключевых с точки зрения долгосрочного экономического роста страны индустрии – сектору информационных технологий. В ней рассмотрены ключевые особенности формирования рынка информационных технологий в современной российской экономике и основные проблемы, препятствующие его полномасштабному развитию. Также разработаны рекомендации органам государственного управления относительно форм и методов его регулирования с целью реализации потенциала данного рыночного сегмента и становления цифровой экономики в России.
Ключевые слова: информационные технологии, инновации, Интернет, IT-услуги, программное обеспечение, наукоемкие отрасли, экономическое развитие

 

Анализ сегмента потенциальных потребителей рынка электромобилей
Неплюхина Д. С., студент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Каминский М. В., студент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Ковальчук Ю. А., доктор экономич. наук, профессор кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В статье представлены результаты аналитического исследования формирующегося рынка электромобилей и его потребителей. Проведен сравнительный анализ автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и электромобилей по экономическому и экологическому аспекту. Дана оценка с позиции потребителя экономичности и удобства использования различных типов автомобилей, включая стоимость эксплуатации, доступ к зарядке, технические параметры пользования автомобилем. Определены основные целевые группы для покупки электромобилей, а также перспективы развития рынка электромобилей в России с учетом необходимости модернизации энергетической отрасли и развития государственной поддержки.
Ключевые слова: индустрия, рынок, электромобиль, экологичность, экономичность, потребитель

 

Промышленность в эпоху цифровизации: анализ состояния и основные направления развития на примере машиностроения (часть 1)
Валиева З. Г., соискатель кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Современная российская промышленность является основой обеспечения конкурентоспособности стран, а также устойчивого роста ВВП, в т. ч. таких высокотехнологичных сфер экономики, как машиностроение. Развитие машиностроения в настоящее время находится на стыке двух проблем, отражающих как общие тенденции развития промышленной политики, так и учет специфики цифровизации и кластерных подходов в отрасли. В связи с этим предложен цикл из двух статей, в которых рассматриваются эти проблемы. Данная статья посвящена вопросам современной промышленной политики.
Ключевые слова: промышленная политика, цифровая экономика, кластеры

 

Анализ состояния и перспективы развития машиностроения (часть 1)
Костыгова Л. А., октор экономич. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Токарева В. В., студент
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова, Москва

Аннотация: Машиностроение является одной из ведущих отраслей российской промышленности, поэтому проблемы, касающиеся состояния отрасли и процессов ее развития, имеют важное значение. К основным тенденциям развития машиностроения в современных условиях следует отнести цифровизацию, кластеризацию, устойчивое развитие. В цикле из двух статей рассматриваются данные вопросы. Первая статья цикла посвящена анализу состояния и процессу цифровизации машиностроительной отрасли. В результате выполненного анализа установлено, что, несмотря на влияние негативных факторов (пандемия и санкции), падение производства в машиностроении составило не более 0,5 %. Цифровизация является приоритетным направлением развития отрасли. В отрасли есть опыт внедрения робототехники, гибких систем, автоматизации, вопрос стоит о создании технологической платформы российского цифрового машиностроения для функционирования на базе межотраслевых систем и технологических цепочек. Важным элементом цифровизации является перенос «центра тяжести» с уровня предприятия на более высокие уровни: корпоративный, отраслевой и межотраслевой.
Ключевые слова: состояние машиностроения, цифровизация на базе межотраслевых систем и технологических цепочек