Номер 6/2020

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Оценка трансформации финансово-экономического управления промышленных холдингов
Калякин О. А., аспирант кафедры «Экономика и менеджмент»
Академия труда и социальных отношений, Москва

Аннотация: Рассмотрены вопросы оценки трансформации системы финансово-экономического управления предприятиями, проанализированы декларируемые эффекты основных консалтинговых компаний России. Эффекты были сгруппированы, что позволяет предложить методы их оценки по каждой группе. Автор, анализируя каждую группу, предлагает оценивать тремя основными способами: экспертно, дихотомически и математически. Данные для двух последних методов могут быть получены из автоматизированных систем предприятий.
Ключевые слова: повышение эффективности, доступность и прозрачность планирования, трансформация управления

 

Роль цифровых моделей в управлении жизненным циклом товаров
Серышев Р. В., кандидат экономич. наук, доцент департамента «Менеджмент и инновации»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Шавлак Е. А., магистрант
Московский городской педагогический университет (МГПУ), Москва

Аннотация: Цифровой близнец – одна из ключевых концепций, связанных с киберфизическими производственными системами, промышленным интернетом вещей и Индустрией 4.0. В данной статье комплексно рассматривается концепция цифровых близнецов и связанные с ними теории и существующие практики. Исследуются технологически требования и условия разработки среды управления жизненным циклом киберфизических продуктов – основы реализации эффективных цифровых близнецов. Кроме того, даются определения модели цифрового продукта, интеллектуального продукта, киберфизического продукта, аватара продукта, цифровой тени и цифрового потока, а также обсуждаются их взаимосвязи как основные строительные блоки для разработки киберфизической среды киберфизических продуктов.
Ключевые слова: управление жизненным циклом продукта, цифровые модели продукта, цифровые близнецы, Индустрия 4.0, промышленный интернет вещей

 

Роль информационного обеспечения в управлении отношениями с клиентами
Ле Хунг Нинь, аспирант департамента «Логистика и маркетинг»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация: Промышленная революция 4.0, проходящая экспоненциально быстрыми темпами, меняет глобальный экономический ландшафт и оказывает растущее влияние во всем мире. Для выживания и будущего развития каждому предприятию необходимо понять, как применять новые информационные технологии. Можно отметить, что применение информационного обеспечения имеет важное значение в деятельности предприятия, способствует не только повышению эффективности деятельности предприятий, но и реагированию на растущие запросы клиентов. В статье рассматривается применение информационных технологий в управлении взаимоотношениями с клиентами и предлагается ряд решений для эффективного применения информационных технологий в телекоммуникационном бизнесе.
Ключевые слова: информационные технологии, бизнес, клиенты, телекоммуникации, маркетинг

 

Экспериментальное исследование многокритериальных эвристических алгоритмов распределения требований по узлам вычислительной сети
Шихалиев М. С., аспирант кафедры «Интеллектуальные транспортные системы»
Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

Аннотация: Современный тренд управления промышленными корпорациями характеризуется использованием проектного подхода не только при реализации проектов, связанных с созданием инноваций, но и в организации основных процессов деятельности. Для координации многочисленных процессов, как правило, в компаниях создается проектный офис, в котором сосредоточены информационные потоки, обработка которых требует их разделения, что делает весьма популярными задачи организации вычисления в вычислительной сети, позволяющие обеспечить равномерную загрузку узлов вычислительной сети и составление расписания решения множества задач на единой вычислительной сети. В статье рассматривается вычислительный эксперимент с многокритериальными эвристическими алгоритмами распределения требований по узлам вычислительной сети.
Ключевые слова: узлы вычислительной сети, равномерная загрузка, эвристические алгоритмы

 

Современные тенденции развития ERP-систем в промышленности
Трифонов П. В., кандидат экономич. наук, доцент департамента «Менеджмент и инновации»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Володина Е. В., студентка Института заочного образования
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются рыночные аспекты развития ERP-систем для промышленности. Также проанализированы наиболее конкурентоспособные предложения в области современных ERP-систем. На основе международной и российской статистики внедрения ERP-систем приводятся прогнозы по выбору направления поддержки принятия решений по вопросам формирования прогноза потребления, создания производственных планов, своевременной закупки сырья и материалов в ближайшем будущем. В данной статье изучены причины внедрения и принципы выбора ERP-системы на основе опыта ведущих производителей, а также рассмотрены эволюционные аспекты формирования ИКТ систем и факторы влияния на формирование и внедрение ERP в производственные системы.
Ключевые слова: ERP-система, планирование, производство, цепи поставок

 


 

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Особенности интеграции результатов инвестиционного планирования при формировании бюджетной модели в рамках бюджетного планирования промышленных холдингов
Старикова Е. А., аспирант кафедры «Экономика и менеджмент»
Академия труда и социальных отношений, Москва

Аннотация: Рассмотрены вопросы интеграции результатов инвестиционного планирования при формировании бюджетной модели в рамках бюджетного планирования промышленных холдингов, проанализированы варианты интеграции в рамках математического аппарата в зависимости от особенностей регламентных процедур процессов. Автор формирует допущения и предлагает подходы к актуализации инвестиционных проектов в рамках бюджетной кампании. В качестве особого случая при невозможности синхронизации процессов инвестиционного и бюджетного планирования предлагается альтернативный вариант синхронизации данных.
Ключевые слова: инвестиционное планирование, бюджетная модель, интеграция данных

 


 

МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА

Роль и средства внутриорганизационного маркетинга в реализации потребностей сотрудников компаний
Артемьева О. А., кандидат экономич. наук, доцент департамента «Туризм и гостиничный бизнес»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация: Развитие современного бизнес-пространства не могло не отразиться и на внутреннем маркетинге предприятий. Автор отмечает, что задачей внутриорганизационного маркетинга является определение и выявление инструментов мотивации для каждого сотрудника компании. В статье интерпретируется пятиступенчатая пирамида потребностей А. Маслоу с точки зрения трудовой деятельности сотрудников, анализируются рычаги воздействия на персонал, рассматриваются основные инструменты мотивации персонала. Автор отмечает ключевую роль таких критериев, как получение обратной связи (особенно при горизонтальной системе управления), поощрение за достижение результатов, создание команды, нацеленной на единый результат, в системе внутреннего маркетинга современной организации.
Ключевые слова: потребности, сотрудники, персонал, мотивация, адаптация, работодатель, условия труда, внутриорганизационный маркетинг

 

Промышленный маркетинг: результаты оценки применения на российском рынке
Солдатова Н. Ф., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Маркетинг» Института маркетинга
доцент департамента «Логистика и маркетинг»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Государственный институт управления, Москва
Шкаровский С. И., кандидат экономич. наук, доцент кафедры «Маркетинг» Института маркетинга
доцент кафедры «Статистика, маркетинг и бухгалтерский учет»
Государственный институт управления, Москва
Московский гуманитарный университет, Москва

Аннотация: В статье исследуются концепции маркетинга, которые и определяют стратегию и тактику маркетинговой деятельности промышленного предприятия. Обосновывается положение о том, что современные компании в условиях экономической неопределенности активизируют применение практик маркетинга. Представлены результаты мини-исследования промышленных предприятий малого и среднего формата, которые используют 5 основных типов современного маркетинга. Особе внимание уделено исследованию различий между группами компаний, реализующих различные типы маркетинга, и уровнем интенсивности его применения. Развитие системы управления маркетингом в условиях турбулентной внешней среды позволяет использовать систему как часть антикризисного управления компанией.
Ключевые слова: транзакционный маркетинг, активный маркетинг, гибридный маркетинг, неактивный маркетинг, маркетинг личных взаимоотношений, практики маркетинга, маркетинговые инструменты, интенсивность практики маркетинга

 

Модель поискового маркетинга для продвижения интеллектуального продукта
Синяева И. М., доктор экономич. наук, профессор департамента «Логистика и маркетинг»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация: Рассмотрены направления продвижения интеллектуального продукта в условиях пандемии и экономических санкций со стороны Европы и США. Отмечена необходимость внедрения новых современных технологий, которые обусловливают поиск и использование в практике новые формы и методы продвижения на рынок интеллектуальных продуктов. Одним из них является поисковой маркетинг, среди ключевых задач которого IT-аудит, поисковое продвижение и интернет-реклама, семантический анализ, улучшение навигации и юзабилити сайта, контент-маркетинг, повышение ссылочной популярности и др. Научная новизна заключена в предложенной модели поискового маркетинга для продвижения интеллектуального продукта.
Ключевые слова: IT-аудит, инновации, модель, поисковый маркетинг, цифровой маркетинг

 


 

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Перспективы, возможности и проблемы создания энергоэффективных
«умных городов» в масштабах России и мира

Кошелев А. С., ассистент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Пушкарев М. Д., студент института «Инженерная экономика и гуманитарные науки»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Ляпустина Н. Г., студентка института «Инженерная экономика и гуманитарные науки»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Козловцев С. А., студент института «Инженерная экономика и гуманитарные науки»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Меркулов М. Ю., студент института «Инженерная экономика и гуманитарные науки»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: Направление в зарубежной урбанистике «умный город» стремится воплотить самые амбициозные надежды человечества, обещая использовать новейшие технологии для лучшей жизни и социальной гармонии. Но, по мнению некоторых обывателей, повсеместное появление «умных городов» приведет к условиям, в которых все жизненные процессы будут контролироваться искусственным интеллектом и автоматизированными устройствами. Авторы статьи рассматривают перспективы появления «умных городов» и оценивают риски, которые при этом возникают.
Ключевые слова: умный город, энергосбережение, технологии, Общество 5.0

 

Целесообразность осуществления теплоснабжения с использованием
локальных источников энергии

Горбачев А. Н., аспирант кафедры «Экономика и менеджмент» зам. генерального директора
Академия труда и социальных отношений, Москва
ООО «ЭнергоКонсалт», Москва
Псарева Н. Ю., доктор экономич. наук, профессор, зав. кафедрой «Экономика и менеджмент»
Академия труда и социальных отношений, Москва

Аннотация: На территориях, где отсутствует магистральная доставка энергоносителей в целях осуществления теплоснабжения, эффективность организации теплоснабжения связана с использованием местного энергетического потенциала. Сокращение выбросов химических веществ в окружающую среду при энергетическом производстве также возможно при снижении использования традиционного ископаемого топлива в системах теплоснабжения. В статье рассматриваются вопросы оценки целесообразности использования локальных источников энергии для теплоснабжения. Рассмотрены экономические, социальные и экологические факторы, оказывающие влияние на такую оценку.
Ключевые слова: теплоснабжение, локальные источники энергии, оценка целесообразности, факторы

 


 

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Стратегии технологического лидерства в продвижении корпоративных брендов
Балова С. Л., кандидат экономич. наук, доцент департамента «Логистика и маркетинг»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация: Стратегическая роль цифровых технологий, высокий динамизм международных рынков, интернационализация инвестиций и финансового капитала определяет пути формирования конкурентоспособности и достижения конкурентных преимуществ корпораций на мировых рынках и возможности популяризации своего бренда. В основе лидерства современных корпораций лежит конкурентоспособность на технологических рынках. Конкурентоспособность и стран, и современных корпораций связана с лидерскими позициями на технологических рынках.
Ключевые слова: стратегии технологического лидерства, Индустрия 4.0, технологические экосистемы, стартапы

 


 

ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Анализ итогов Четвертого всероссийского экономического диктанта (часть 1)
Голов Р. С., доктор экономич. наук, профессор, зав. кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация: В статье рассматриваются итоги Четвертого всероссийского экономического диктанта, который проводится ежегодно с целью определения и повышения уровня экономической грамотности России. Проведен сравнительный анализ показателей количественного и качественного состава участников и результатов диктанта в 2019 г. и 2020 г. Отмечается важный практический результат проведения акции и необходимость ее дальнейшего развития.
Ключевые слова: Российский экономический диктант, респондент, категория участников, распределение результатов, экономическая грамотность населения, экономическая активность населения

 


 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблемы и перспективы развития машиностроения в Российской Федерации
Вельможко И. И., студент факультета «Экономика и бизнес»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Софьин К. А., студент факультета «Экономика и бизнес»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация: Машиностроительная отрасль была и остается одной из ведущих отраслей промышленности России, определяющей пути ее развития на ближайшие годы. В статье рассмотрены ключевые трудности в обеспечении качественного обновления машиностроительного комплекса нашей страны и перспективы кардинального повышения производительности промышленного производства.
Ключевые слова: промышленность, машиностроительный комплекс, научно-технический прогресс, инновационное развитие, экономический рост, переориентация, государственная поддержка, конкурентоспособность